|
|
N°99, 07 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первые шаги ЛУКОЙЛа по Туркмении
Сапармурат Ниязов предложил Вагиту Алекперова для начала отремонтировать завод
ЛУКОЙЛ всерьез готовится к работе в Туркмении. Вчера глава компании Вагит Алекперов во второй раз за месяц встретился с Сапармуратом Ниязовым. Как сообщила пресс-служба Туркменбаши, г-н Ниязов предложил ЛУКОЙЛу реконструировать крупнейший в стране Сейдинский НПЗ. Кроме того, «подтверждая заинтересованность своей компании в установлении более тесных контактов, Вагит Алекперов изложил конкретные предложения относительно взаимодействия в нефтегазовой области, в частности в проектах по освоению и разработке нефтяных и газовых месторождений на Каспии», -- говорится в официальном релизе. В российском холдинге итоги визита г-на Алекперова в Астану не комментируют и отказываются сообщить, какие месторождения интересуют ЛУКОЙЛ, но возможность инвестиций в НПЗ обещают рассмотреть.
Как отмечает директор по развитию нефтяного агентства Argus Михаил Перфилов, на протяжении последних нескольких лет туркменские власти активно предлагают иностранцам вкладывать средства в модернизацию Сейдинского НПЗ, мощность которого составляет 6 млн тонн в год. Ранее г-н Ниязов не исключал возможности частичного акционирования предприятия в течение 4--5 лет. Проект модернизации НПЗ стоимостью 1,5 млрд долл. предполагает строительство мощностей по производству высокооктанового бензина, полипропилена, сжиженного нефтяного газа, запчастей для нефтехимической промышленности, установки каталитического крекинга.
Условия инвестиций ЛУКОЙЛа в Сейдинский НПЗ пока неясны. Однако очевидно, что таким образом Туркменбаши ответил на предложение г-на Алекперова работать на крупных месторождениях страны. Когда г-н Ниязов приезжал в Москву на празднование 60-летия Победы, «одной из главных тем состоявшейся беседы (с г-ном Алекперовым. -- Ред.) стало обсуждение возможности участия ЛУКОЙЛа в энергетических проектах в Туркмении», говорилось тогда в официальном сообщении туркменской стороны. В релизе отмечалось, что ЛУКОЙЛ изложил свои предложения, касающиеся освоения крупных месторождений на шельфе Каспия, а также транспортировки топлива за пределы страны. Подробностей не сообщалось.
Туркменский шельф Каспия пока недостаточно изучен. Госконцерн «Туркменнефть» утверждает, что прогнозируемые запасы углеводородов составляют 16,5 млрд тонн. Сейчас на шельфе Каспия работает лишь компания Dragon Oil. Остальные участки, которые правительство страны предлагает разрабатывать иностранным инвесторам, находятся на спорной территории, на которую претендует также Иран.
В ЛУКОЙЛе не говорят о своем интересе к Dragon Oil. Эта компания зарегистрирована в Ирландии, одним из ее акционеров является ирландская компания Davy. Контрольным пакетом акций (52%) владеет Emirates National Oil Corporation Company Limited. Ранее же, как известно, компания Вагита Алекперова, которой принадлежит плавучая платформа «Астра», по договору подряда бурила для Dragon Oil скважины на туркменком шельфе Каспия (с конца 2003 года до марта 2005 года). А вчера эта компания распространила заявление, что ее совет директоров получил «предложение, которое может привести к оферте на покупку части акций» холдинга. Оферта не будет касаться доли, принадлежащей Emirates National Oil. «Предложение носит предварительный характер, и пока нет уверенности в том, что оферта обязательно последует», -- подчеркивает Dragon Oil.
ЛУКОЙЛу удалось добился возврата принадлежащей ему нефти от компании PetroKazakhstan, с которой он работает в Казахстане в рамках созданного на паритетных началах СП «Тургай Петролеум». Кызылординский специализированный межрайонный экономический суд удовлетворил иск «Тургай Петролеум» к «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз», принадлежащей PetroKazakhstan Inc., о возврате 394,7 тыс. тонн нефти. «Тургай Петролеум» разрабатывает северную часть месторождения Кумколь, расположенного в Кызылординской и Кокчетавской областях Казахстана, «Петроказахстан» -- южную часть месторождения. СП передает добытую нефть компании PetroKazakhstan для первичной подготовки и дальнейшей транспортировки в магистральную систему «КазТрансОйл». Однако в январе--марте этого года из 891,5 тыс. тонн нефти лишь 476,8 тыс. было отгружено в систему «КазТрансОйла». Конфликт ЛУКОЙЛа и PetroKazakhstan по этому поводу разгорелся в апреле. Сейчас компании подали друг против друга несколько исков на сотни миллионов долларов в арбитражный суд Стокгольма.
Денис РЕБРОВ