|
|
N°100, 08 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кредит недоверия
Требования об уплате налогов можно будет предъявлять бессрочно
Выставлять налогоплательщику требования по уплате налога фискальные органы, похоже, вскоре смогут практически бессрочно. Причем для этого им не нужно будет даже начинать налоговую проверку. Такие полномочия налоговой службе дают поправки, внесенные Министерством финансов в Госдуму в составе пакета по реформе налогового администрирования.
Несмотря на заверения Минфина, что правительство постаралось по максимуму учесть пожелания бизнеса при подготовке пакета по администрированию, нареканий у предпринимателей к этому документу оказалось немало. Камеральные проверки по-прежнему смогут превращаться в выездные, перечень документов, которые чиновники смогут требовать у предприятия, закрытым сделать не получилось, а сама проверка, особенно в отношении крупнейших предприятий, может быть растянута до года.
Но это еще не все. При внимательном прочтении документа оказалось, что правительственные поправки предусматривают отмену трехмесячного срока для направления требования уплаты налогов.
Законопроект предусматривает, что требование будет направляться «не ранее наступления срока уплаты налога», в то время как сегодня такое требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты. Именно поэтому налоговикам приходится быть расторопными. По действующим ныне правилам если налоговые органы в попытках взыскания налога нарушают пресекательный срок, то требовать заплатить неуплаченное они уже не вправе.
Пресекательный срок, после которого инспекция теряет возможность что-то требовать, рассчитывается из суммы нескольких дат: срока направления требования об уплате налога, срока исполнения этого требования, срока бесспорного взыскания налога, а также срока для взыскания недоимки через суд. Исключение из этой цепочки срока направления требования сделает невозможным расчет всего пресекательного срока.
На первый взгляд существование пресекательного срока для предприятий не более чем отсрочка приговора. Ведь существует трехлетний срок, в течение которого налоговики имеют право проверить компанию на предмет правильности уплаты налога и выставить ей все претензии. Однако фактически разрушение пресекательного срока скорее всего очередная хитрость Минфина, спрятавшего, как это водится, «дьявола в деталях». Ведь на самом деле налоговики хотя и имеют возможность назначить проверку «вглубь» на три года и уже по результатам расквитаться с неплательщиком, но на практике налоговые инспекции проверяют далеко не все предприятия. На это у них нет ни сил, ни кадров, ни денег, ни времени.
Для крупных и крупнейших предприятий проверки, безусловно, организуются регулярно, к злостным неплательщикам налоговики рано или поздно приходят, а у всех остальных есть шансы до поры до времени избегать плотного общения с инспекторами на выездных проверках. С основной массой нехронических должников налоговые инспекции пока общаются все-таки посредством требований об уплате налога.
По мнению старшего консультанта консультационной компании AGA Management Николая Фрейтака, «пресекательный срок был очень важной процедурной гарантией, препятствующей налоговой инспекции уходить в дебри прошлых лет». По его словам, налоговые органы нередко пытаются взыскать задолженность прошлых лет путем направления повторного требования, но суд им отказывал, если был нарушен пресекательный срок.
По словам экспертов консалтинговой группы «Лекс», налоговые органы и сейчас нередко по-своему трактуют содержание статьи 70 Налогового кодекса, устанавливающего пресекательный срок, и выставляют требования об уплате недоимки по истечении этого срока. Такое решение фискалы мотивируют тем, что Налоговый кодекс не связывает прекращение налоговых обязательств с признанием недействительным требования об уплате налогов.
Пока понятие пресекательного срока имеет силу, такие требования можно оспорить в арбитражном суде. Когда оно исчезнет, исчезнет и возможность противостоять повторным требованиям, которые налоговики смогут присылать в любое время. И даже не ходить с проверками.
Ирина СКЛЯРОВА