|
|
N°99, 07 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правительство посчитало, что президентское послание -- исключительно парламентское
Прошедшая в начале июня конференция Российского союза промышленников и предпринимателей, посвященная перспективам налоговой реформы, еще раз показала, что фискальная гиперактивность госмашины не снижается. Представители правительства по-прежнему дают понять бизнесу, что оптимизация уплаты налогов -- это «нечестная игра», а проход через дыры в налоговом законодательстве -- преступление. Выполнять же свои обещания (возмещение НДС, введение «амортизационной» премии, упорядочение и упрощение налогового администрирования) правительство, похоже, не торопится.
Все это как-то не вяжется с духом президентского послания парламенту. Ведь оно праволиберально по своему содержанию. Но, очевидно, значительная часть президентской аудитории захотела принять только фразеологию. Исполнительная власть то ли в стиле «итальянской забастовки» делает вид, что ее-то парламентское послание не касается, то ли играет в духе старой штабной культуры: слова «правильные», но можно действовать прежними методами, включая и околоправоохранительные.
Не фигура речи, а директива
Такая интерпретация послания самоубийственна для элиты. Ведь та стратегия, которая в нем очерчена, -- на сей раз не фразеология, не ритуальное заклинание духов демократии. Буквальное выполнение требований послания -- единственно возможная стратегия (и тактика!) сохранения политической системы. И даже если аппарату наплевать на идеологию, он должен понимать ее хотя бы инструментально: следование ей -- единственный способ его собственного политического и кадрового выживания.
Единственный способ нейтрализации «оранжевых» аргументов в 2008 году -- формирование собственного праволиберального курса, включающего идею эффективного государства, которая обеспечивается всеми: и властями, и народом, и бизнесом. Только это позволит нашим властям успешно конкурировать с формирующимися сегодня моделями развития стран СНГ.
Это же заставляет нас осознавать необходимость проведения и внутреннего диалога российской власти с обществом: с народом, бизнесом, элитами, партиями. Предмет этого диалога -- единая программа действий. Ныне она приобрела новое качество: она теперь не ситуативна, это не набор случайных мер, это -- программа, ориентированная на относительно долгосрочную перспективу. По крайней мере так следует из президентского послания.
Консолидация элит -- результат стратегии, а не ее заменитель
Возможно, в этой связи в политических верхах идет интенсивная умственная деятельность. Выдвигаются, например, весьма жесткие предложения о необходимости консолидации элит. Но возникают два основных вопроса, без ответа на которые сама возможность консолидации ставится под сомнение.
Во-первых: о каких элитах идет речь? Кто именно должен консолидироваться? Во-вторых: какова та идея, вокруг которой должна произойти консолидация?
Научная, интеллектуальная элита сегодня не привлечена властью к разработке стратегических планов. Бизнес-сообщество находится в некоторой растерянности. Политическая элита реально не отражает социального расклада сил в обществе, что подтвердили думские выборы.
Что же касается административной элиты, то реформы так и не сделали ее образ ни чище, ни ответственнее, ни дееспособнее. Этот вывод, кстати, озвучен в послании.
Второй вопрос -- о целях консолидации. В общегосударственном масштабе эти цели могут быть только конституционными. Их сформулировал сам народ в 7-й статье Конституции, где сказано, что мы -- «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Но чаще приходится слышать о консолидации по принципу «против кого дружить будем?» Или: «Если мы не сумеем консолидировать элиты, Россия может исчезнуть как единое государство»...
Думается, даже в наших сложных внутренних и внешнеполитических условиях формирование нового «образа врага» -- не оптимальный путь формирования гражданского общества и эффективного суверенного государства. А в современных условиях, когда в отношении России действует принцип «что позволено Юпитеру, не позволено быку», а самолет для выражения «озабоченности состоянием демократии в России», всегда стоит наготове, такая игра наверняка будет проиграна и «элитой», и народом, и государством в целом.
Электоральная ситуация и "оранжевое" зарубежье
Также непредсказуемо и опасно, забыв о стратегии социально-экономического развития, консолидироваться, опираясь лишь на предвыборные технологии. Постсоветский контекст существенно изменился, причем именно благодаря использованию этих технологий внешними силами. Если власть готовится к выборам-2008, а не к выборам-2004, то бороться надо не с технологиями, а с негативными внутренними процессами, которые могут создать благоприятную почву для их реализации.
Начинается время соревнования моделей развития.
До сих пор на постсоветском пространстве доминировали достижения российской демократии. Но сегодня это лидерство спорно. (Кроме того, раздаются голоса, так ли неоспорима историческая монополия Москвы на нашу национальную идею? Ведь, и Киев -- «мать городов русских»?!)
Новая политическая реальность предполагает уже соревнование не двух постсоветских государств, а конкуренцию принципиально разных моделей государственного строительства. С одной стороны -- модели прозападного типа, ориентированной на либеральные ценности, более понятной Европе. С другой стороны -- государственной модели, в которой власть, вместо разработки стратегии экономического развития, концентрируется на формировании образа врага, против которого надо сплотиться.
Эти альтернативы пристально рассматриваются той частью политической элиты, которая обеспокоена проблемой преемственности власти. Например, в дискуссиях Социально-консервативного клуба единороссов, где выступают и чиновники администрации президента, живо обсуждаются конфронтационно-охранительный и либеральный варианты стратегии развития.
В современном мире эффективность и основа суверенитета государства -- это не столько военная мощь и природные ресурсы, сколько возможность власти обеспечить устойчиво высокий уровень жизни населения. Чтобы быть здоровым, богатым и сильным, надо им стать.
Для этого государство должно помочь гражданам стать богатыми и здоровыми: обеспечить развитие нации и страны путем гарантий свободы бизнеса, путем создания инвестиционного климата, новых рабочих мест, адресных социальных гарантий. А бряцать ржавыми доспехами и кичиться титулом старшего в роду может и слабый, и больной.
Если мы не выдержим конкуренцию моделей развития, то лозунгами обеспечить преемственность на выборах не удастся. Время агитпоездов прошло. И народ будет выбирать не столько личность, сколько политическую силу, способную обеспечить преемственность курса на формирование демократического, конкурентоспособного, эффективного российского государства.
Валерий ГОРЕГЛЯД, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, -- для "Времени новостей"