|
|
N°138, 03 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тоска по «пятому пункту»
Ингушетия начала выдавать паспорта с национальным вкладышем
Первые двенадцать жителей Ингушетии торжественно получили в среду из рук президента Руслана Аушева новые российские паспорта, которые отличаются от принятого в России образца ровно на одну страницу: в них есть вкладыш с гербом республики и реквизитами на ингушском языке. Ингушетия первая из республик Северного Кавказа и третья в России после Татарии и Башкирии начала выдавать такие документы. В соседней Чечне подобные вкладыши пока не предусмотрены. Ее жителям, которые вынуждены после войны восстанавливать свои документы, не до подчеркивания национальной принадлежности.
В ингушских вкладышах есть графа «национальность». Хотя заполнение ее -- дело добровольное, большинство жителей региона исполняет его с гордостью и удовольствием. «Для нас это очень важно, -- говорит помощник президента Ингушетии Курейш Бузуртанов. -- Мы понимаем, что мы все россияне, но ведь многие люди у нас хотят заявить о своей национальности».
Острые и продолжительные споры о национальных вкладышах в паспорта начались вместе с «парадом суверенитетов» в начале 90-х годов. В авангарде шли Татарстан и Башкирия: здесь был период, когда гражданам выдавали вместо российских паспортов временные удостоверения. За пределами регионов они просто никем не признавались: их не принимали ни в железнодорожной кассе, ни в приемной комиссии вуза. В итоге центр отстоял общий для всей России бланк на русском языке. Гражданство республик было решено не указывать, зато им предоставили возможность оформлять вкладыши со своей символикой и на национальном языке. Соответствующее постановление российское правительство приняло 5 января этого года. С 31 мая первые паспорта с вкладышем получили жители Башкирии, а несколько дней спустя -- Татарстана. К слову, ни в татарских, ни в башкирских вкладышах «пятая графа» не предусмотрена.
Эксперты считают такое решение паспортной проблемы консенсуальным. Принципиальным вопросом во многих случаях оставалось написание имени гражданина. И в ингушском, и в тюркских языках существуют звуки, которые нельзя обозначить буквами русского алфавита (искажается имя). Вкладыш позволяет этого избежать. Сама по себе символика тоже играет для представителей титульного населения республик очень важную роль. Многие жители Татарстана, к примеру, до появления вкладыша искреннее возмущались, что на их главной корочке двуглавый орел увенчан регалиями христианской монархии. С появлением вкладыша их чувства нашли свое хотя бы частичное выражение.
Вопрос обозначения национальности в паспорте остается спорным, и Ингушетия разрешила его по-своему. По словам г-на Бузуртанова, люди понимают, что с вкладышем при выезде в Россию у них может быть гораздо больше проблем, чем с обычным российским паспортом. Тем не менее ради «ингушской» странички они готовы идти даже на конфликты с российскими милиционерами. Ностальгия по «пятой графе» оказалась в России достаточно сильной. В ближайшее время и остальные республики намерены ввести свои паспортные «приложения». Всего их по числу республик будет 21 вариант. А сотрудники государственно-правового управления Минфедерации предположили в беседе с корреспондентом газеты «Время Новостей», что в будущем вкладыш захотят иметь и российские области -- чтобы было куда вписывать национальность.
Иван СУХОВ