|
|
N°138, 03 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смотрящие в будущее
Правительство вчера одобрило основные принципы новой концепции приватизации, предложенные Минимущества и Российским фондом федерального имущества. По словам первого замминистра имущественных отношений Александра Бравермана, перед разработчиками стояли три приоритетные задачи: продажа госсобственности должна осуществляться в русле структурных преобразований в экономике, перекрывать бюджетное задание и способствовать активизации фондового рынка. В новой концепции также заложено, что в стоимость приватизируемого объекта будут включены земельный участок и интеллектуальная собственность.
Одобрен в целом и перечень предприятий, предложенных к приватизации в 2001 году. Список, который вносится как приложение к закону о федеральном бюджете на 2002 год, содержит около 450 предприятий: около 300 АО и примерно 150 государственных унитарных предприятий (ГУП).
Для выполнения бюджетного задания достаточно продать несколько крупных объектов. Два из них вчера были названы: это более 19% акций «Славнефти» и «почти» 17% Магнитогорского металлургического комбината.
Составители перечня следовали определенной логике, которую в МИ характеризуют как «плановость и прагматизм». В 62% продаваемых АО у государства пакеты менее блокирующего, и лишь четыре предприятия продаются полностью. Решено, что большая часть продаж придется на агропромышленный комплекс, предприятия ТЭК и транспорта.
Включенные в список АО соответствуют трем критериям: они не входят в перечень стратегических предприятий (запрещенных к продаже президентом), не являются градообразующими и монополистами в своей сфере. По словам г-на Бравермана, в будущем такие предприятия могут предлагаться к продаже, но в следующем году их продавать не планируется.
Утвержденный вчера перечень не является окончательным. Правительство может вносить в него дополнения до декабря включительно. Однако, по словам замминистра, существенно расширять список не планируется. Таким образом, МИ не удастся выполнить ранее данные обещания продать в 2002 году до полутора тысяч предприятий.
Снижение темпов не в последнюю очередь объясняется тем, что каждое из внесенных в список предприятий сопровождается «обоснованием». Это означает, что само Минимущества, а затем и независимый оценщик в деталях разбирается в финансовом состоянии каждого предложенного к продаже объекта, изучает состав его акционеров, а затем на основании собранных данных принимает решение о целесообразности и способе его продажи.
Если суммировать то, что говорил г-н Браверман, получается, что в будущем правительство может стать серьезным игроком на имущественном рынке. Так, замминистра заявил, что в некоторых случаях государство намерено вначале докупать пакеты, в том числе предприятий, на которые спрос «ограничен», а затем уже продавать их с выгодой для себя.
Это предложение, так же как и многие иные положения новой стратегии приватизации, невозможно применить при действующем законодательстве. Концепция разрабатывалась в расчете на то, что уже осенью будут внесены существенные изменения в соответствующее законодательство. А положение о продаже имущества вместе с землей можно применить только после принятия Земельного кодекса. Правительство это не смущает.
Екатерина КАЦ