|
|
N°138, 03 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспорт в никуда
Наших товаров за границей на самом деле намного меньше, чем считают в России
Незаконное получение НДС при экспорте превратилось сейчас, как утверждают представители правоохранительных органов, в один из самых распространенных способов обогащения за счет бюджета. По данным Госкомстата, положительное сальдо отечественного торгового баланса составило за пять месяцев текущего года 26 млрд долларов. Однако, по информации из Государственного таможенного комитета, на данных которого, среди прочих, строятся выкладки Госкомстата, экспорт ряда товаров носит виртуальный характер -- по документам он вроде бы существует, а в реальной жизни отсутствует. Всякого рода сложности, связанные с оформлением контрактов, сделок, банковских проводок и т.д. служат одной цели -- получению НДС, составляющего 20% от суммы контракта. Говоря проще, возвращение НДС, которое в идеале должно служить стимулом для развития экспорта, превращается в мошенническую операцию, на которой бюджет ежегодно теряет огромные деньги.
Как утверждают в ГТК, «технология» незаконного получения НДС выглядит так. Где-то за наличный расчет через подставные фирмы закупается, как правило, рядовой товар, затем, опять же через подставные фирмы, якобы перепродается по цепочке до экспортера, и в результате достигается явно завышенная цена. После чего товар экспортируется в адрес неких зарубежных фирм, причем, как правило, по рублевым контрактам. Ну а потом коммерсанты предъявляют в налоговые органы требования о возвращении НДС (стоит отметить, что если по тем или иным причинам налоговики отказываются, суды чаще всего принимают сторону коммерсантов). Эта схема имеет множество вариаций. Может «закупаться» некое импортное сырье, из которого якобы изготавливаются изделия. Правда, сырье на поверку может оказаться отечественным, хотя и имеющим некую иностранную аббревиатуру в названии. Бывают случаи, когда такой «экспортный» товар вообще не вывозится за границу, а в таможню на границе катаются только документы, которые штампуются вороватыми таможенниками -- естественно, небескорыстно. Бывает и так, что используются фальшивые печати и штампы таможенной идентификации.
Серьезные основания полагать, что с экспортом у нас творится что-то малопонятное, дает, в частности, сверка данных российской статистики об экспорте «пластин металлокерамических для металлорежущего инструмента» и сведений Евростата об их импорте из России. Так вот, российские показатели превышают европейские по стоимости в 264 раза, а по весу -- в 269 раз! В 2000 году экспорт этих пластин из России составил, по документам, 269 тонн на 239,6 млн долларов. По подсчетам же Евростата, в страны Евросоюза была завезена всего 1 тонна товара.
Внешне эти пластины представляют собой небольшие многоугольники неправильной формы из твердого сплава и по идее должны использоваться в качестве резцов при обработке металлов. По данным ГТК, при экспорте их цена в среднем составляет 1300--1500 долларов за килограмм. Одновременно эти же пластины к нам и импортируются, но уже по цене от трех до пяти долларов за килограмм.
В целом, по данным таможенной статистики, в 2000 году из России было вывезено, в том числе и в страны Евросоюза, 758 тонн таких изделий более чем на 1 млрд долларов. На каждую сделку было предъявлено требование возмещения НДС, и поскольку документы обычно подлинные или имеют таковой вид, налоговые органы обязаны его возвращать.
Как утверждают сотрудники ГТК, предприниматели обычно используют две схемы, в основном совпадающие с теми, о которых говорилось выше. По первой, металлокерамические пластины действительно вывозят за границу по адресу фиктивной фирмы, а потом переоформляют документы и ввозят обратно уже по другой цене. Транспортные расходы при этом никого не смущают -- полученная сумма НДС не только с лихвой их окупает, но и оставляет немалую прибыль. Есть и другой вариант: пластины никуда не вывозятся, просто особо доверенные люди выезжают на границу и там у особо доверенных таможенников ставят в документах штампы, что груз миновал пост. Как утверждают в ГТК, если начать разбираться с каждой отдельной фирмой, занимающейся экспортом металлокерамических пластин, то выясняется, что счета продавцов и заграничных покупателей обычно находятся в одном банке и деньги просто перегоняются со счета на счет. При этом по банковским документам сделка не только имеет место, но и вполне законна. Банку же такие операции чрезвычайно выгодны.
Примечательно, что в каком бы регионе страны ни был зарегистрирован продавец, 90% экспортных сделок совершается в Москве и проходит через столичные банки. Возмещение же НДС обычно требуют по юридическому адресу продавца -- в Башкирии, на Урале и т.д.
Подсчитать, сколько ежегодно теряет на всем этом бюджет, не берется ни одно из заинтересованных ведомств -- ни МНС, ни ГТК, ни милиция. В МНС корреспонденту газеты «Время новостей» заявили, что не ведут такой статистики, в МВД сообщили, что вообще отказываются от комментариев на эту тему, таможня же располагает лишь информацией об отдельных нарушениях в этой сфере и не может претендовать на составление общей картины.
Анна ФЕОФИЛАКТОВА