|
|
N°99, 07 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Необыкновенное чудо
В Центробанке все еще надеются на 10% инфляции в 2005 году
Когда-то великий британский футболист Гарри Линекер в сердцах бросил: «Футбол -- простая игра, в которую играют две команды по 11 человек в каждой, но выигрывают всегда немцы». Похожая оценка ситуации вполне применима к многолетнему противостоянию российских финансовых властей и инфляции. Каждый год правительство и Центробанк бьются чуть ли не за каждую долю процента, но инфляция всегда побеждает.
Впрочем, был один год, когда правительство и инфляция «сыграли» вничью. В 2003 году единственный раз за всю постсоветскую историю она вписалась в прогнозный показатель -- 12%. Правительству, однако, развить успех не удалось. Прошлый год завершился для него на минорной ноте -- 11,7% вместо прогнозируемых 10%. Этот год, судя по всему, удовлетворения от итогового показателя инфляции также не принесет. Эксперты прогнозируют рост цен даже на 12--14%. Хотя изначально правительство прогнозировало 8,5, а сейчас--10%.
Вчера первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев в ходе экономической конференции, организованной компанией «Тройка Диалог», заявил, что у него, несмотря на более чем семипроцентную инфляцию по итогам пяти месяцев и пессимистичные оценки независимых аналитиков, все еще остается надежда удержать ее в рамках скорректированного прогноза -- 10%.
Эксперты признают, что если такое случится, то это можно будет расценить как большое везение или даже чудо, ведь в первые месяцы 2005 года инфляция росла более высокими темпами, чем за аналогичный период прошлого года. О необходимости некоторого везения говорил вчера и г-н Улюкаев.
Для очередной «ничьей» в ежегодном «матче» финансовых властей и инфляции должен быть принят ряд антиинфляционных мер. Первое необходимое условие, сказал Алексей Улюкаев «Времени новостей», -- контроль тарифов в сфере ЖКХ. Второе -- снижение цен на продовольственном рынке. Третье -- грамотная политика, в том числе курсовая, Центробанка. При этом главную роль в этой триаде будет играть в ближайшие месяцы продовольственная составляющая, поскольку регулируемые государством тарифы после скачка в январе останутся до конца года неизменными (по крайней мере это подтвердил вчера глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин), а доля монетарного фактора в инфляции сегодня не определяющая.
«Сейчас правительство предпринимает меры по снижению таможенного тарифа на мясо, которое не попадает под тарифную квоту», -- сказал первый зампред Центробанка. При этом г-н Улюкаев не исключил полную отмену квот. Эта мера вкупе со стабилизацией бензиновых цен и сезонным снижением стоимости плодоовощной продукции дает основания г-ну Улюкаеву надеяться на двух-, а то и на трехмесячную дефляцию -- с июля по сентябрь, которая и уравновесит всплеск потребительских цен в начале года.
При этом чиновника совсем не смущает тот факт, что в экономической истории современной России дефляция была зафиксирована лишь один раз и только в одном месяце -- в августе 2003 года (цены упали на 0,4%). Причем тогда в отличие от нынешнего года никто не ждал инфляционного эффекта (1--1,5% в целом по году) от резкого увеличения непроцентных расходов, поскольку вбрасывать в экономику дополнительные 385 млрд руб., как сейчас, никто не собирался.
Дефляция под большим вопросом и по иным причинам. Во-первых, несмотря на заявление г-на Улюкаева, как и в прошлом году, могут подвести цены на мясо (их доля в инфляции-2004 составила 1,2%, что стало для министра финансов Алексея Кудрина полной неожиданностью). На днях в Санкт-Петербурге состоялся аукцион по приобретению прав на импорт говядины и свинины. Случилось неожиданное. Некоторые лоты были реализованы вдвое, втрое, даже впятеро выше стартовой цены. И все из-за того, что на основе объемов поставок мяса в этом году МЭРТ будет предоставлять квоты импортерам в следующем. По оценкам некоторых экспертов, стремление импортеров компенсировать финансовые потери, понесенные в питерской «мясорубке», может вылиться в подорожание мяса на 15--20%.
Во-вторых, не все однозначно и на плодоовощном рынке. «Россельхознадзор» запретил ввозить с 30 мая в Россию всю растениеводческую продукцию из Турции, в том числе овощи и фрукты. Турция лишилась доверия после выявления попыток поставить некачественный товар по фальшивым сертификатам. Между тем Турция обеспечивает примерно 10% импорта в Россию овощей и фруктов. Львиная доля этих поставок приходится на томаты. Их отсутствие на российском рынке уже сейчас позволяет аналитикам предполагать, что сезонного снижения цен на этот вид овощей не предвидится. Теперь остается только гадать, как "помидорная война" отразится на общем уровне цен на плодоовощную продукцию.
Финансовые власти в стремлении обуздать инфляцию готовы даже закрыть глаза на излишнее укрепления реального эффективного курса рубля. «Основной целью является сдерживание инфляции. Работа, связанная с курсом рубля, является вспомогательной. Этот показатель мы не определяем как цель, а как наше понимание, видение того, какой уровень укрепления доступен, не вреден для экономики», -- говорит г-н Улюкаев. Первый зампред ЦБ сообщил, что с МЭРТ достигнута договоренность о диапазоне укрепления курса рубля на текущий год -- 8--10% (в Основных направлениях кредитно-денежной политики на 2005 года верхняя планка зафиксирована на уровне 8%).
Между тем член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов не видит доказательств того, что правительство и ЦБ ставят борьбу с инфляцией во главу угла. Они «не предлагают согласованных мер, видимо, не считая это ключевой целью экономической политики», заявил депутат на конференции.
Михаил ВОРОБЬЕВ