|
|
N°98, 06 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Специальные Windows для Европы
Антимонопольные претензии к Microsoft мельчают
Еврокомиссия полна решимости подвергнуть «софтверный гигант» суровым санкциям за ненадлежащее исполнение требований европейского антимонопольного законодательства. Начиная с 1 июня компании грозят ежедневные штрафы в размере 5 млн долл. В случае если до этого дойдет дело (чтобы реализовать угрозу, требуется решение квалифицированного большинства членов Евросоюза, которое технически не может быть принято ранее конца июня), бизнес Microsoft в Старом Свете в значительной мере утратит смысл.
История европейских злоключений корпорации почти столь же продолжительна, как и история суда над Microsoft на ее родине, в США. Однако характер претензий американского минюста и последствия судебных разбирательств существенно отличаются от того, что имеет место в Европе.
Напомним: в мае 1998 года в США начался антимонопольный процесс над Microsoft. Спустя два года, в 2000-м, компании в полном соответствии с законом Шермана от 1890 года реально угрожало расчленение. Если бы таковое состоялось, Microsoft последовала бы по стопам нефтяной компании Standard Oil (расчленена в 1911 году) и телекоммуникационного гиганта AT&T (в 1982 году). Однако обошлось без деления компании и даже без принудительной публикации исходного текста операционной системы Windows, крайне нужного независимым разработчикам программного обеспечения. Не исключено и даже вполне вероятно, что решение о судьбе Microsoft оказалось политическим: оно было принято вскоре после избрания Буша-младшего на первый срок.
В том же 2000 году претензии к Microsoft предъявили европейцы. Однако характер этих претензий, как это стало совершенно очевидно теперь, оказался куда менее серьезен -- по своей сути, но не по степени угрозы благополучию «софтверного гиганта».
В Америке Microsoft судили за убийство рынка браузеров -- программ, с помощью которых мы путешествуем по Интернету. До тех пор пока компания Билла Гейтса не обращала внимания на этот класс программных продуктов, популярность браузера Navigator компании Netscape была абсолютной. Первые версии Microsoft Internet Explorer оказались фантастически ненадежны, они не вызывали у пользователей ничего, кроме снисходительной улыбки и скепсиса в отношении претензий Microsoft на этот рынок. Однако Internet Explorer был, во-первых, бесплатен и, во-вторых, стал частью операционной системы Windows 98. Им можно было не пользоваться, но от него нельзя было отказаться. По мере совершенствования Internet Explorer, как кукушонок, избавился от конкурента Netscape Navigator и до недавнего времени (пока не появились браузеры с открытым исходным текстом -- например, Firefox) оставался фактическим монополистом.
Претензии Еврокомиссии сводятся совсем к другому. Антимонопольных чиновников объединенной Европы не устраивает то, что операционная Windows XP поставляется вместе с программой под названием Media Player. Той самой, которая воспроизводит на компьютере звук и видео.
Аналогия этой ситуации с агрессией Microsoft на рынке браузеров кажется очевидной. Однако рынок программ для воспроизведения далеко не так велик, как рынок браузеров. А главное, господство на этом рынке не дает того плацдарма для наступления на рынок интернет-рекламы, который дает господство на рынке браузеров. Кроме того, Widows XP никак не мешает пользователю использовать тот плеер, который ему по вкусу.
Еврокомиссия также требует от Microsoft предоставить независимым разработчикам программного обеспечения доступ к исходным текстам Windows. Детали этих требований не публикуются, поэтому непонятно, учтено ли Еврокомиссией то обстоятельство, что правительства и производители компьютерного оборудования фактически не имеют проблем с тем, чтобы получить исходные тексты Windows. Россия, например, после исследования исходных текстов Windows более года назад сертифицировала эту операционную систему как пригодную для обработки конфиденциальной информации.
Сейчас Microsoft уверяет, что конфликт с еврочиновниками будет мирно улажен, а Нели Кроэс, глава антимонопольного комитета Еврокомиссии, напротив, обещает «покончить с играми» и применить-таки санкции. Со стороны ситуация напоминает отношения придирающегося к мелочам сержанта (Еврокомиссия) и новобранца (Microsoft), который в течение неопределенного времени обречен терпеть претензии начальства.
Анна МАЙОРОВА