|
|
N°98, 06 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сергей Лавров: Жареная тема -- военная база, которой нет?!
В субботу в казахстанской столице Астане встретились министры иностранных дел стран -- членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Она объединяет шесть государств -- Россию, Казахстан, Киргизию, Китай, Таджикистан, Узбекистан. Статус наблюдателя имеет Монголия. Через месяц такой статус получат Индия, Иран и Пакистан. Это произойдет на саммите ШОС 5--6 июля в Астане.
После событий в Киргизии и Узбекистане главное, что волнует руководство этих стран и их соседей, -- это экстремизм и так называемые чрезвычайные ситуации. Шестерка решила, что с такими напастями лучше бороться сообща. Это отнюдь не означает, что ШОС превращается в блок противодействия «цветным революциям» в регионе. В ШОС уверяют, что задача сегодняшнего дня -- это борьба с терроризмом, и для этого в организации создаются новые механизмы сотрудничества. О них «Времени новостей» рассказывает министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ.
-- Государства, входящие в ШОС, пытаются создать некие совместные механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации. Что это за механизмы?
-- Это налаживание в режиме реального времени постоянного взаимодействия между правоохранительными органами и специальными службами. Чтобы те, кто планирует экстремистские, тем более силовые акции в странах -- членах ШОС, были тут же как бы выключены. Против подобных попыток можно будет заблаговременно предпринимать необходимые меры. Когда обладаешь информацией о готовящихся терактах или беспорядках, есть множество способов их предотвратить -- в зависимости от того, на какой стадии эта информация поступает.
-- Для этого при ШОС будет создана какая-то специальная военная структура?
-- В ШОС не предусмотрено создание военных структур. Речь идет о налаживании самого тесного взаимодействия тех служб, которые занимаются борьбой с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком. Но никаких спецбригад не предусматривается. Существуют силы быстрого реагирования ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. -- Ред.), они были созданы для борьбы с внешними угрозами. Но в ШОС ничего подобного не планируется. Никто такого даже и не предлагает.
-- Есть мнение, что для более плотного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций странам придется иногда поступаться и собственным суверенитетом...
-- Почему? Суверенитет никак не будет ущемлен. Такое сотрудничество осуществляется, к примеру, и в рамках ООН через контртеррористический комитет, куда все страны докладывают о мерах по укреплению своих правоохранительных органов и спецслужб, чтобы они эффективно выявляли и предотвращали теракты. И никто не говорит об ущемлении суверенитета. Это нормальное сотрудничество государств. В рамках Совета Россия--НАТО мы тоже подписали программу борьбы с терроризмом. Все это прежде всего основывается на доверительном обмене информацией. Надо анализировать и сопоставлять сведения, поступающие в каждую страну. А уже анализ этой информации покажет, какие меры необходимо принять.
-- Кстати, а почему мы не хотим открывать вторую военную базу в Киргизии в районе города Ош? Ведь новое киргизское правительство нам это предлагало?
-- О том, что нам якобы поступило такое предложение, сообщали СМИ. После чего само киргизское руководство сообщило, что этого не было. К нам никто официально не обращался. Киргизское руководство суверенно определять пути обеспечения безопасности своего государства. Но такой вопрос вообще не стоял.
-- Ложен и слух о том, что в Киргизии появятся войска или военная база Китая?
-- Так ведь министр иностранных дел Китая только что опроверг это на пресс-конференции после переговоров во Владивостоке.
-- Правда ли, что законодательство Китая запрещает вводить войска на территории других стран?
-- Да. Исключение -- участие в миротворческих операциях ООН. К сожалению, получается так: кто-то где-то публикует непроверенную информацию, а потом эта информация становится поводом для спекуляций в СМИ. Эти спекуляции затушевывают картину и не позволяют сосредоточиться на главном, отвлекают на несуществующие идеи. Я продолжаю поражаться обыгрыванию этой темы.
-- Так ведь это сейчас жареная тема...
-- Жареная тема -- военная база, которой нет?! Жареная тема -- какие-то особые силы ШОС, которые никто не предлагает создать?! Механизм, о котором идет речь, заключается в налаживании повседневного сотрудничества между правоохранительными органами и спецслужбами.
-- Вы заявили, что к событиям в узбекском Андижане могли иметь отношение чеченские террористы. Откуда такая информация?
-- Странно, что эта тема так зазвучала в СМИ именно сейчас, хотя мы об этом говорили и раньше. Есть данные, которые позволяют допустить, что к организации тех событий приложили руку многие экстремистские группировки: и «Хизб ут-Тахрир», и «Исламское движение Узбекистана», и талибы, и чеченские террористы. Есть разные источники этой информации, мы перепроверяем их. И мы хотим, чтобы государства, которые так же, как и мы, имеют возможность получать соответствующую информацию, сопоставили свои данные и постарались все-таки определить, насколько это серьезно. А тем журналистам, кто рассуждает об этой информации как о чем-то сенсационном, замечу: они забывают о том, что это говорится уже не первый раз. И напомню также о том, что госдепартамент США устами своего представителя не так давно предупредил американских граждан, что в Узбекистане могут готовиться теракты. Они сейчас даже вывозят так называемый неосновной персонал посольства из Узбекистана -- членов семей дипломатов, административных работников. Это говорит только о том, что недопустимо исключать террористический след в событиях в Андижане.
-- Не кажется ли вам, что такая эвакуация персонала посольства США еще более осложняет ситуацию в Узбекистане?
-- Внешнеполитические ведомства США принимают такое решение на основе информации, которой они обладают. Но в этой связи крайне необходимо, чтобы соответствующие службы наладили между собой обмен имеющимися у них сведениями.
-- Может, и нам надо эвакуировать своих людей из посольства?
-- Мы анализируем всю информацию, особенно после того, как американцы сделали такое заявление. Мы работаем, разумеется, и с ними...
-- Так будем эвакуировать?
-- Мы пока проясняем ситуацию.
Беседовала Елена СУПОНИНА, Астана--Москва