|
|
N°98, 06 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Методика исследования
В процессе исследования проводился анализ двух групп критериев:
-- критерии, определяющие финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 января 2005 года);
-- критерии, определяющие уровень экономического развития региона и создающие предпосылки формирования доходной части бюджета (базируются на данных Госкомстата по состоянию на 1 января 2005 года).
Источником информации об исполнении бюджетов и объемах государственного долга субъектов РФ является Министерство финансов РФ.
Критерии, определяющие финансовое состояние региона
Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (вес при расчете рейтинга 0,35) является наиболее значимым критерием, определяющим долговую нагрузку на бюджет и, соответственно, кредитоспособность региона. Очевидно, что чем больше долг субъекта РФ, тем выше риск неисполнения обязательств.
Доля собственных доходов в общем объеме доходов (вес 0,25; все доходы бюджета без учета финансовой помощи бюджетов других уровней) определяет степень его независимости от федерального центра. С ростом доли финансовой помощи повышается опасность неисполнения обязательств из-за риска ее несвоевременного поступления. Кроме того, недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы региона, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов.
Объем собственных доходов бюджета (0,15) в абсолютном выражении характеризует объем собственной доходной базы бюджета субъекта РФ, а следовательно, позволяет оценить возможности региона выполнять свои обязательства по долгам. Рассчитывается как суммарные доходы регионального бюджета за вычетом безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы.
Отношение дефицита бюджета к доходам бюджета (0,10). Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов над доходами регионального бюджета. Большой дефицит бюджета свидетельствует о несоответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона. Увеличение дефицита бюджета в настоящем исследовании рассматривается как повышение кредитного риска.
Доля средств, направляемых в бюджеты других уровней в расходах (0,05). Высокая доля средств, направляемых в бюджеты других уровней (финансовая помощь бюджетам других уровней, включая дотации, субвенции, трансферты), свидетельствует о необходимости администрациям субъектов РФ оказывать финансовую помощь территориальным образованиям в регионе. Увеличение доли таких средств снижает возможности финансового маневра, тем самым повышая кредитный риск.
Доля выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах (0,05). Увеличение объема выделяемых кредитов приводит к росту риска их невозврата, что, соответственно, усиливает зависимость финансовой системы региона от качества других заемщиков. В результате увеличивается риск невыполнения субъектом РФ своих обязательств.
Отношение текущих расходов к суммарным расходам (0,05) характеризует уровень капитальных расходов регионального бюджета. Чем ниже отношение текущих расходов к суммарным расходам, тем выше доля капитальных расходов в структуре бюджета. Высокая доля капитальных расходов, с одной стороны, свидетельствует об инвестиционной ориентированности бюджета, а с другой -- повышает возможности финансового маневра региональных властей, так как в случае необходимости есть возможность сократить объемы финансирования инвестиционных программ и направить средства на финансирование текущих расходов. Таким образом, высокая доля капитальных расходов или, соответственно, невысокая доля текущих расходов в суммарных расходах бюджета является фактором, повышающим оценку кредитоспособности.
Критерии, определяющие уровень экономического развития региона
Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей (0,35) является наиболее важным фактором, определяющим качество функционирования налоговой системы региона, что, в свою очередь, напрямую связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета. Налоговые доходы -- это основа доходов бюджета субъекта РФ, а, следовательно, рост долгов по налогам нарушает механизм формирования денежных потоков, что в конечном итоге отрицательно влияет на кредитоспособность региона.
Доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона (0,30) качественно определяет уровень поступления налога на прибыль в доходную часть регионального бюджета. На долю налога на прибыль предприятий приходится значительная доля суммарных доходов бюджетов. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приведет к снижению налоговых поступлений, что обусловит рост кредитного риска.
Сальдо прибылей и убытков крупных и средних предприятий (0,15). Как и второй критерий, сальдо прибылей и убытков определяет уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Этот показатель дополняет предыдущий и определяет абсолютную величину поступления налога на прибыль.
Среднедушевые денежные доходы населения (0,10) косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах бюджета. Снижение денежных доходов ведет к уменьшению поступления соответствующего налога, что в конечном итоге увеличивает кредитный риск региона.
Инвестиции в основной капитал на душу населения (0,10) характеризуют инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Другими словами, данный показатель характеризует предпосылки экономического развития субъекта РФ, а следовательно, предпосылки формирования доходной части бюджета.
Алгоритм исследования
По каждому из критериев определялось место региона на нормированной линейке значений для анализируемых субъектов Российской Федерации, то есть рассчитывалось относительное значение критерия в диапазоне от 0 до 100.
Относительные значения критериев суммировались с учетом весовых коэффициентов, определяющих степень влияния критериев на кредитоспособность, в результате чего определялся относительный уровень кредитоспособности регионов по финансовым и экономическим показателям. Значение относительного уровня кредитоспособности определяет положение региона в ранжируемом списке относительной кредитоспособности по финансовым и экономическим показателям.
Интегрированный уровень относительной кредитоспособности -- это сумма значений относительного уровня кредитоспособности по финансовым показателям и относительного уровня кредитоспособности по экономическим показателям с весовыми коэффициентами 0,55 и 0,45 соответственно.
Методика исследования аудирована ЗАО «БДО Юникон»
|