|
|
N°98, 06 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Институт репутации
Группа компаний "Ренова" хочет управлять нематериальными активами
Чтобы считаться успешной компанией, недостаточно получать высокую прибыль и платить налоги. В современных условиях компания не может удерживаться на высоком уровне без корпоративной стратегии развития, без готовности быть социально ответственной и прозрачной. На Западе уже давно существуют стандарты социальной отчетности, соблюдение которых непосредственно влияет на стоимость компаний. И в России все больше руководителей компаний начинают понимать, что активная социальная позиция в большой степени влияет на имидж компании, а следовательно, и на ее стоимость.
В процессе реформирования структуры группы компаний «Ренова», завершившегося этой весной, было принято решение о создании специальной структуры, управляющей нематериальными активами, в первую очередь деловой репутацией. На презентации Института корпоративного развития -- такое название получила эта структура -- председатель правления Александр Зарубин рассказал о задачах подразделения. В первую очередь институту предстоит заняться выработкой стратегии развития входящих в холдинг компаний.
Кроме того, институт сосредоточится на управлении деловой репутацией компании. Наши компании очень сильно недооценены по сравнению с западными в первую очередь за счет низкой стоимости нематериальных активов. В России нет примеров, считает директор по корпоративным проектам института Олег Алексеев, чтобы при поглощении одной компании другой нематериальные активы, в первую очередь менеджмент, были оценены в сколько-нибудь заметную сумму.
Зачастую репутации вредят сами сотрудники. Александр Зарубин привел распространенный пример: нередко кто-то из менеджеров компании начинает делать громкие заявления в прессе, но не оттого, что хочет навредить компании, а потому что не понимает внутренних процессов. Институт намерен разрабатывать стандарты корпоративной культуры.
Специфика России заключается в том, что зачастую в регионах нет иного способа решения проблем, кроме как за счет денег базирующихся там крупных компаний. Однако далеко не всегда средства расходуются эффективно. Как рассказал «Времени новостей» директор региональных проектов института Марат Баширов, в первую очередь необходимо провести инвентаризацию социальных проектов.
Впрочем, новой структуре предстоит решать и более глобальные задачи. Как рассказал директор по коммуникациям Андрей Шторх, институту предстоит стать не только местом сосредоточения опыта конкретной бизнес-группы, но и фильтром отношений бизнеса и общества.
По словам г-на Алексеева, многие обращаются к институту с предложением следить за тем, как российскими компаниями соблюдается Глобальный договор (программа, инициированная ООН в 1999 году для выполнения социальных программ). Кроме того, не исключается участие института в трастовых фондах. Также в планах проведение проекта «Взаимные ожидания бизнеса и власти». В его рамках будут проводиться семинары, соцопросы, сбор экспертных мнений.
Иван ГОРДЕЕВ