|
|
N°97, 03 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иранская карта в газовом покере
E.ON Ruhrgas рассматривает планы доставки прикаспийского газа в Европу
Для шефа немецкого энергетического гиганта E.ON Вульфа Бернотата официальная иранская газета Tehran Times становится обязательным ежедневным чтением. Снимок топ-менеджера концерна с этим изданием в руках сопровождает передовую статью вчерашнего номера газеты деловых кругов Германии Handelsblatt. Правда, журналисты тут же признаются: это фотомонтаж. Между тем, по сведениям Handelsblatt, E.ON стремится первой среди немецких компаний вступить в газовый бизнес в Иране.
Газета ссылается на близкие к E.ON источники, согласно которым «концерн, таким образом, сможет стать более независимым от поставок из России». Handelsblatt приводит высказывание эксперта в области энергетики из Эссена Дитера Шмитта: «Не в последнюю очередь для того, чтобы затормозить государственное влияние России в газовом бизнесе, было бы целесообразно, чтобы E.ON Ruhrgas выложил иранскую карту в газовом покере». При этом, как известно, компания не покушается на экспортную монополию «Газпрома» в самой России. Несколько дней назад глава E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн однозначно заявил, что для его компании сейчас существует только один поставщик газа из России и вопрос о сотрудничестве с независимыми производителями не стоит: «Сейчас мы сконцентрированы на сотрудничестве с «Газпромом». У нас нет уверенности, что у независимых производителей газа будет независимый доступ к экспорту сырья».
По информации Handelsblatt, переговорщики из E.ON Ruhrgas уже побывали в Иране, где встречались с правительственными чиновниками. Иран привлекателен для Германии как поставщик и сжиженного природного газа, и природного газа, доставляемого по трубопроводам. Иран в свою очередь весьма заинтересован в выходе на внешние рынки газа: после России эта страна находится на втором месте в мире по запасам природного газа, однако до сих пор практически ничего не поставляет на экспорт. По оценке эксперта Королевского института международных проблем в Лондоне Валери Марсель, одна из важнейших стратегических целей Ирана состоит в том, чтобы закрыть эту брешь. Намерение масштабно расширить экспорт газа совсем недавно обнародовал и замминистра нефтяной промышленности Ирана Хади Неяд-Хоссеиниан. В качестве наиболее важных рынков для сбыта своего природного газа иранское руководство считает наряду с Индией и Китаем также Европу.
Однако в самом E.ON Ruhrgas признают, что переговоры о закупке иранского газа находятся пока на очень ранней стадии. Тем не менее концерн уже занялся поисками потенциальных партнеров для участия в иранском проекте. Для разработки месторождений и импорта сжиженного газа одним из наиболее привлекательных партнеров считается французский нефтяной концерн Total, который уже располагает мощностями для производства сжиженного газа в иранской зоне Персидского залива. Для транспортировки иранского газа традиционным путем E.ON, как сообщает Нandelsblatt, ведет переговоры с австрийской энергетической компанией OMV, которая собирается строить газопровод от иранской границы через Турцию в Западную Европу. Этот проект под названием Nabucco, окончательное решение о начале которого должно быть принято до конца года, обойдется его участникам в 4,6 млрд евро. Шеф OMV Отто Музилек отмечает в этой связи, что с помощью поставок газа из Ирана и прилегающих к нему регионов должна быть сокращена растущая энергетическая зависимость Европы от России. Было бы «сумасшествием» не использовать потенциал этого региона, заявляет г-н Музилек.
Юрий ШПАКОВ, Берлин