|
|
N°97, 03 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уголь в обмен на безопасность
Чечня будет прирастать Сибирью
Чеченский президент Алу Алханов совершает экономическое турне по российским регионам: в начале недели он уже побывал в Челябинске, а вчера в Кемерове подписал соглашение о социально-экономическом и культурном сотрудничестве между Кузбассом и Чечней.
Кемеровский губернатор Аман Тулеев пообещал, что его область полностью закроет потребности Чечни в угле. Речь идет о поставках 100 тыс. тонн твердого топлива в год. Почти половина территории Чечни до сих пор не газифицирована, между тем кузбасские угольщики готовы поставлять туда свою продукцию по льготным ценам. Кроме угля Чечня получит от Кемеровской области химические вещества, необходимые, по словам г-на Алханова, для скорейшего восстановления разрушенных нефтезаводов, и откроет совместное производство многопрофильной сельхозтехники. Кемеровская область собирается также снабдить 16 чеченских населенных пунктов мобильными электростанциями, а на лето пригласить в свои лагеря отдыха сотню чеченских детей.
Визит чеченского руководителя в сибирскую провинцию весьма необычен. До сих пор участие регионов в восстановлении Чечни координировал федеральный центр, и нельзя сказать, что участие это было чрезмерно активным. Во всяком случае прежний чеченский президент Ахмат Кадыров всегда с горечью указывал, что если бы каждый богатый российский регион взял под свое шефство тот или иной город или район в Чечне, послевоенное восстановление пошло бы куда быстрее, чем ныне, в рамках федерального финансирования. Правда, сам Ахмат Кадыров с визитами ездил в основном за границу и соглашения о социальной и культурной помощи заключал со странами Ближнего Востока -- например, с Саудовской Аравией, которая с готовностью согласилась на открытие культурного центра Чечни в Эр-Рияде, на помощь в восстановлении чеченских школ, а заодно и в составлении их программ.
Бывшему ичкерийскому муфтию Ахмату Кадырову было важно подчеркнуть в глазах соотечественников, что Чечня и в составе России сможет сохранять свои ближневосточные приоритеты, сложившиеся за десятилетие фактической независимости. Избранный же чуть менее года назад Алу Алханов является по идее уже вполне обычным российским губернатором и стремится показать, что Чечня раз и навсегда встала на путь созидания. И потому стремится укреплять связи с другими российскими регионами, а не с далекими ближневосточными эмиратами. В Кемерове г-н Алханов на всякий случай подчеркнул, что в его республике уже «окончательно сломан хребет ваххабизму, терроризму и экстремизму».
К слову, около 400 сотрудников Кемеровского управления внутренних дел служат сейчас в Чечне и других регионах Северного Кавказа. Милицейские власти региона, видимо, не вполне уверены в том, что хребет действительно сломан окончательно. Они довольно живо общались с гостями из Грозного. «Приезд чеченской делегации -- уникальная возможность обсудить вопросы дополнительной безопасности кузбассовцев, направляющихся в республику в служебные командировки», -- пояснила областная администрация в официальном пресс-релизе к визиту.
Впрочем, вопросы безопасности в Чечне курирует, как известно, в основном вице-премьер Рамзан Кадыров, который в состав мирной чеченской делегации не входит. У наблюдателей давно уже складывается впечатление, что между президентом и вице-премьером сложилось своеобразное разделение труда: президент Алу Алханов почти все время занят презентацией Чечни за ее пределами, в то время как Рамзан Кадыров решает все больше вопросов внутренней политики республики. Причем методы решения зачастую расходятся с идиллическими картинами, которые рисует своим собеседникам его миролюбивый шеф.
Иван СУХОВ