|
|
N°97, 03 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неуд за контрольную
Отсутствие у правительства экономического курса ведет к стагнации
Внятному экономическому курсу и реальным реформам правительство по-прежнему предпочитает дележку доходов от удачной внешней конъюнктуры. Такой "курс" если и не грозит немедленным кризисом, то уверенно приближает российскую экономику к стагнации. Происходит это при гигантском притоке нефтедолларов и сверхпопулярном президенте (обнародованный вчера рейтинг одобрения деятельности Путина в мае -- 70%, самый высокий показатель с начала года). Монетизация льгот вкупе со сворачиванием инвестиционной активности бизнеса из-за дела ЮКОСа и неослабевающего давления государства на предпринимательский класс вынудила власти пойти на абсолютный рекорд последних лет по увеличению расходов текущего годового бюджета -- почти 400 млрд руб. Эти расходы накладываются на и без того высокую инфляцию, которая начинает съедать доходы населения.
Вчера на заседании правительства министр финансов Алексей Кудрин, объяснявший кабинету причины резкого увеличения расходов бюджета, заявил, что из-за этих трат основные макроэкономические параметры претерпят изменения. В худшую сторону. Годовая инфляция, по оценкам Минфина, превысит запланированный порог на 1,5% и составит 10%. Хотя независимые эксперты пророчат не меньше 11,5%.
Премьеру Михаилу Фрадкову признания г-на Кудрина не понравились. Он заявил, что изменения, вносимые в бюджет-2005, -- это не следствие объективных процессов в экономике, а результат неумелого счета тех, кто составлял основной экономический закон. «Если бы расходы были спланированы заранее, то экономика была бы устойчивой», -- отметил премьер. Г-на Фрадкова не устраивает качество бюджетного планирования. Он не хочет принимать решения об увеличении расходов «в пожарном порядке».
Что касается роста инфляции, то плюс 1,5% в сравнении с первоначальным прогнозом правительства, по мнению премьера, «серьезные отклонения». А потому Михаил Фрадков в очередной раз поручил Минфину, МЭРТ и Центробанку представить доклад о мерах по борьбе с ростом цен. До сих пор ничего, кроме рекомендаций не залезать в стабфонд, министры своему шефу предложить не смогли. Хотя для инфляции совершенно без разницы, закачивает государство в экономику "сверхплановые" деньги из стабфонда или непосредственно из бюджета.
При этом г-н Кудрин продолжал поиск удобоваримых объяснений. Он рассказал, что, с одной стороны, бюджетные расходы -- не считая обслуживания долгов -- выросли почти на 14% (иначе невозможно было бы выполнить поручение президента о повышении зарплат, пенсий и денежного довольствия военным). Но, с другой стороны, как заклинание произнес: «Мы наращиваем расходы в меру наращивания экономики». Известно, что Минфину удалось увеличить расходы в этом году благодаря нефтедолларам на 133 млрд руб. и за счет, как называет это г-н Кудрин, «контрольной работы» (что на простом языке означает «выжимку налоговых недоимок») на 267 млрд. Непонятно только, почему эти расходы главный финансист считает соответствующими «наращиванию экономики». Ведь расходы дополнительно возросли на 14%, а экономика не больше чем на 6%, причем темпы ее роста продолжают падать. И совсем уж странно называть "наращиванием экономики" усиление налогового пресса на предприятия, которые отвечают снижением инвестиций. Вчера г-н Кудрин сообщил также не слишком вдохновляющую новость: начали серьезно падать темпы роста реальных доходов населения. Их прирост с начала года, по словам главы Минфина, составил всего 3%. Что существенно ниже, чем в предыдущие годы. Здесь также дала себя знать высокая инфляция. «Это беспокоящая тенденция», -- отметил министр финансов, по сути впервые признав, что нынешний экономический курс начинает впрямую затрагивать и население.
Правда, г-н Кудрин решил показать, что ситуация все-таки под контролем: «Наша задача, и я ее как министр финансов буду проводить в ближайшие три года в жизнь, -- индексация действующих обязательств. Не начинать новую стройку, а сохранить исполнение уже взятых обязательств». Не означает ли это, что главная задача кабинета теперь -- попытаться законсервировать ситуацию и не проявлять больше никаких инициатив ни в социальной, ни в экономической сфере? Коллегу не понял министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он спросил, как г-н Кудрин собирается проводить трехлетнюю политику, опираясь лишь на «контрольную работу» -- то есть на очередные налоговые претензии к очередным компаниям. Главный финансист ответил, что в будущем году все обязательства будут учтены в бюджете без всяких налоговых изысков. Однако г-на Трутнева не убедили эти рассуждения, которые он назвал «очередной системной ошибкой».
Представитель Госдумы Мартин Шакуум прямо объяснил проблемы правительства в целом и Минфина в частности тем, что усиливается административное давление на бизнес. Недаром сегодня основные дополнительные доходы бюджета -- это «контрольная работа», а не экономический рост. Г-н Шакуум также критиковал Минфин за излишнее увлечение стерилизацией денежной массы и назвал происходящее одним словом: «стабилизец!»
Представлявший на заседании правительства Российский союз промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что правительство, действительно, слишком усердствует с «контрольной работой». И напомнил, что бизнес с ужасом ждет решения Конституционного суда по повторным налоговым проверкам. Г-н Шохин считает, что они могут стать беспредельными. На что г-н Кудрин посоветовал ему «не завышать беспокойство». Хотя после приговора Михаилу Ходорковскому бизнес скорее будет считать свое прежнее "беспокойство", напротив, "заниженным".
Вера КУЗНЕЦОВА, Иван ГОРДЕЕВ