|
|
N°137, 02 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Меньше народа -- больше кислорода
Наступил век сокращения численности человечества
Сегодня авторитетный научно-популярный журнал Nature публикует сенсационную статью, впервые опровергающую расхожее представление о том, что численность человечества будет расти до самого конца света. В исследовании трех ученых из США, Австрии и России утверждается, что население Земли достигнет пика в 2070 году, после чего начнет уменьшаться. Уоррен Сандерсон из Университета штата Нью-Йорк, Вольфганг Лютц из Международного института системного анализа в Лаксенбурге и наш соотечественник, преподаватель Гронингенского университета доктор Сергей Щербов, используя метод вероятностного прогнозирования при анализе данных ООН, пришли к отличным от ооновских результатам.
В последнем демографическом исследовании ООН говорится, что население Земли может достигнуть 9--10 млрд человек к 2050 году. Сандерсон, Лютц и Щербов на основании тех же данных вычислили, что с 85-процентной вероятностью рубеж в 9 млрд человек будет достигнут на 20 лет позже, а самое главное -- что это последний рубеж, который homo sapiens уже не преодолеет. К концу века, утверждают они, людей будет на 600 млн меньше.
«Сама по себе это хорошая новость, -- заявил газете «Время новостей» доктор Щербов. -- Она означает, что катастроф, которых опасались в связи с перенаселенностью планеты, скорее всего не будет». При этом Щербов назвал нынешнюю демографическую ситуацию в России «просто безобразной» -- коэффициент рождаемости в России составляет 1,2 при необходимом для простого воспроизводства населения уровне 2,4. Однако Сергей Щербов считает, что такое положение дел временное и рождаемость в России через некоторое время поднимется до значения, которое будет самым распространенным в мире, -- 2,1 ребенка на семью.
Так что в целом в мире рождаемость будет падать. Это затронет такие густонаселенные страны, как Китай, Индию и Шри-Ланку. Причем именно в Китае падение рождаемости будет наиболее ощутимым, и в результате к середине века в нем будет жить на 700 млн человек меньше, чем в Юго-Восточной Азии.
Достоверность данных исследования Сандерсона, Лютца и Щербова до некоторой степени подтверждается тем, что выводы их прошлого исследования оказались точнее ооновских. В 1997 году эти трое ученых поставили под сомнение общепринятый тогда тезис об удвоении численности человечества в течение XXI века. Сейчас ооновские специалисты соглашаются, что люди стали размножаться медленнее, чем предполагалось ранее, и удвоения их численности за сто лет не произойдет.
Земля, таким образом, похоже, избегнет перенаселенности. Однако другая проблема -- проблема старения, -- как считают исследователи, встанет даже острее, чем предполагалось. Средняя доля людей старше 60 лет подскочит до 34%, утверждают они. С проблемой старения к концу века столкнутся такие абсолютно не подготовленные к этому районы, как Экваториальная Африка. «Доля стариков -- самая большая проблема, -- говорит Щербов, нечаянно играя словами. -- Большинство стран к этому не готово. Система, при которой одно поколение платит за другое, в такой ситуации работать не будет». В ближайшие десятилетия речь идет не столько о жителях экзотического экватора, сколько о России с Китаем. Если системы пенсионного и медицинского обеспечения в них не будут реформированы, «экономика может просто не выдержать», заявил доктор Щербов.
«Человечество в своем росте зашло в тупик»
Прокомментировать публикацию в Nature корреспондент газеты «Время новостей» Борис ПАСТЕРНАК попросил руководителя Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозировании Российской академии наук, академика РАЕН Анатолия ВИШНЕВСКОГО.
-- Разделяете ли вы точку зрения авторов исследования?
-- То, о чем они говорят, не вызывает особых возражений. Мне кажется, авторы исследования продвинулись дальше других, утверждая, что после пика начнется спад. Дело в том, что общественное мнение, и даже научное, было заворожено ростом и допускало в крайнем случае стабилизацию населения. Приходит понимание того, что более естественно ожидать уменьшения населения. Рост очень опасен, это видят страны одна за другой.
-- Вы считаете, что нужно приспособиться к уменьшению населения, а не бороться с этим?
-- Вынести этот рост невозможно -- ни с экономической, ни с экологической, ни с социально-политической точки зрения. Уменьшение населения -- это не проигрыш, а выигрыш для всех, в том числе и для нас. Мы должны смириться с тем, что нам -- русским, немцам, французам, японцам -- это не совсем выгодно. Мы все в одной лодке. Мы должны вместе радоваться сокращению населения Земли.
-- Доктор Щербов беспокоится за Россию...
-- Когда он говорит, что положение с рождаемостью у нас «безобразно», он не прав. И не установится у нас рождаемость на уровне 2,1. Нет никаких факторов и признаков изменения в эту сторону. Думаю, даже будет наоборот. Уже даже в Китае рождаемость ниже той, которая нужна для роста населения. Китай следует за нами, за европейскими странами.
-- То, что вы говорите, противоречит линии государства на повышение рождаемости в стране.
-- Такой линии нет -- есть такое словоговорение.
-- То есть не выделяются средства, не запланированы мероприятия?..
-- Ассигнований действительно нет. Но дело в том, что есть страны, которые действительно вкладывали в это дело большие деньги, но ничего особенного не добились. Например, Франция. Уменьшение рождаемости -- это системная реакция мирового населения на внешние факторы. Цивилизованные, развитые страны показывают пример человечеству, которое в своем росте зашло в тупик. И будь правительство России даже семи пядей во лбу, оно не в силах изменить процессы, которые разворачиваются во всех урбанизированных странах. Если у нас и «есть такая линия», то это объясняется либо политической демагогией, либо близорукостью, примитивным пониманием процессов.
Полностью интервью с Анатолием Вишневским будет опубликовано в завтрашнем номере газеты «Время новостей».
Дмитрий ВОЛКОВ