|
|
N°96, 02 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дебютное начало
Сегодня открывается фестиваль «Кинотавр»
Вчера в Сочи уже встретили первых гостей, и прошла традиционная детская программа, во время которой для детей были показаны полнометражные мультфильмы «Мадагаскар» и «Алеша Попович и Тугарин Змей», а для взрослых -- «Трио из Бельвиля».
Сегодня же на «Кинотавре» -- торжественная церемония открытия, которую проведут Настя Чухрай и Федор Бондарчук и на которой впервые за все годы существования не будет Марка Рудинштейна -- об этом его просили новые руководители фестиваля. Зато бывший президент «Кинотавра» Олег Янковский появится -- на этот раз в статусе гостя.
По звездной дорожке пройдут все 400 участников и гостей фестиваля, и среди них Станислав Говорухин, Лариса Рубальская, Антон Табаков, Дмитрий Харатьян, Андрей Чадов, Денис Евстигнеев, Александр Цекало, Юлий Гусман, Виктор Мережко, Сергей Соловьев, Галина Волчек (она председатель жюри)...
Официальные приветствия фестиваль получит от главы Федерального агентства по культуре Михаила Швыдкого и председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова (картина с его участием «Статский советник» участвует в конкурсе). А среди известных актеров, чье присутствие придает празднику блеск и статус, по понятным причинам очень много молодых звезд канала СТС.
Вообще в первые дни, пока механизм фестиваля только раскручивается и интрига еще не наметилась, основным «блюдом» будут молодые. Им посвящены «круглые столы» «Кинопроба», они, в сущности, должны составить основную аудиторию лекций и конференций, по большей части из их фильмов состоит программа конкурса «Короткий метр», их много и в программе «Зеркало документа», отданной документальному кино.
Собственно и первый конкурсный фильм -- это дебют. Режиссер Алексей Федорченко снял картину «Первые на Луне» в необычной технике псевдодокументального кино. Авторы фильма якобы обнаружили в архиве следы загадочного эксперимента: судя по некоторым данным, в 1936 году советские ученые запустили пилотируемую ракету на Луну, но поскольку обратно ракета не вернулась, проект закрыли и информацию засекретили. В наше время нашли новые доказательства того, что ракета все-таки была запущена и, более того, все-таки вернулась на Землю... Сцены подготовки летчиков, их отбора, тренировок, запуска ракеты, все это, разумеется, снято сегодня, но искусственно состарено и порой неотличимо от оригинальной кинохроники, которая так же широко использована в фильме. Понятно, что в фильме нет известных актеров, зато есть весьма закрученный сюжет и остроумная идея, так что хотя шансы на главную победу у него не велики, можно надеяться, что хотя бы в какой-то форме он будет отмечен.
В тот же день в основном конкурсе картина Светланы Проскуриной «Удаленный доступ», снятой, кстати, о совсем молодых людях и современных технологиях, проникающих в нашу жизнь. Ее включение вызвало нарекания со стороны части критиков, поскольку ранее картина уже была показана в Венеции, а потом на «Киношоке». Однако директор программ Ситора Алиева убеждена, что именно в конкурсе «Кинотавра», где много молодых участников, эта незаурядная и очень непростая картина может наконец встретить настоящее понимание.
Собственно интрига фестиваля состоит в том числе и в сопоставлении уже виденного -- а в конкурсе участвуют фильмы, уже прошедшие в прокате: «Бой с тенью», «Статский советник», «Ночной продавец» (они в фестивальном контексте могут зазвучать по--иному), с теми, что будут показаны впервые. Конечно, у последних явное преимущество в освещении прессой, но это совсем не значит, что жюри и публика, которые по большей части все видят впервые, должны на это ориентироваться.
Однако, как бы то ни было, фестивальная публика не может не пожалеть об исчезновении из программы одного из фаворитов -- «Предчувствия космоса» Алексея Учителя. Этот фильм выбран в конкурс ММКФ, и все-таки при дипломатическом участии государства в лице Александра Голутвы, без осложнений и обид, хотя и с сожалениями, был изъят из конкурса «Кинотавра».
Второй день конкурсной программы украшен еще один дебютом -- уже нашумевшим фильмом «4» Ильи Хражановского. Вторым заявлен неизвестный доселе новый опус Хусейна Эркенова «Я тебя обожаю». Этот фильм пока могли видеть едва ли не только депутаты Госдумы, которым он был показан 26 мая, вероятно, не без участия Елены Драпеко, снявшейся в нем в одной из ролей. Мелодраматическая история матери и двух ее сыновей, один из которых в ранней юности ушел из дома, вряд ли станет лидером фестиваля, как не стал им и предыдущий фильм того же режиссера «Черный мяч». Все-таки новое не всегда обеспечивает преимущество.
Самая свежая картина конкурса -- «Требуется няня» Ларисы Садиловой еще не закончена -- организаторы, впрочем, верят, что режиссер ее доделает, и в худшем случае показ придется перенести на последний день. Что, кстати, очень почетно -- именно в последние дни в Сочи по традиции показывают главных претендентов на получение приза, но до этого счастливого момента еще десять длинных и насыщенных дней.
Алена СОЛНЦЕВА