Время новостей
     N°96, 02 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2005
Два Ниязовых на одного Болконского
Туркменским школьникам раскрыли глаза на литературу
Выпускники школ на всем постсоветском пространстве 1 июня по традиции начали сдавать экзамены. Первым испытанием на протяжении последних нескольких лет остается сочинение по литературе. И если в большинстве бывших союзных республик страдания Чацкого и любовная лирика в «Евгении Онегине» все еще считаются актуальными, то в Туркменистане чиновники от образования решили продемонстрировать свою оригинальность и творческий подход к литературному наследию. Оригинальность, впрочем, довольно условная -- в СССР именно такая методология составления тем для выпускных экзаменов использовалась на протяжении десятилетий.

Так, в билетах к выпускному экзамену по литературе для русскоязычных школьников этой страны из 100 вопросов только треть касается творчества Толстого, Ахматовой, Горького, Гоголя, Есенина и Чехова. Остальные 68 тем для сочинений предполагают рассуждения учеников на темы «Великий Сапармурат Туркменбаши -- наш вечный президент», «Горжусь монументальным зодчеством прекрасных новостроек, созданных Великим Туркменбаши», «Заветы Туркменбаши молодежи». Кроме того, особые любители истории семьи туркменского президента могут рассказать в выпускном сочинении о заслугах родителей президента Ниязова: о «национальном герое и патриоте Атамурате» и о «матери-героине Гурбансолтан-эдже». Помимо общих тем есть и несколько вопросов, касающихся творчества отца всех туркмен. Безусловно, лидером по числу упоминаний в билетах является священная «Рухнама», второе место занимает «духовное богатство туркмен», а точнее поэзия нынешнего президента. На третьем месте по числу тем те, что касаются образа самого Туркменбаши в современной туркменской литературе, самым монументальным автором которой, безусловно, является он сам.

Творчество нынешнего президента Туркменистана настолько масштабно, что затрагивает все сферы жизни обычного туркмена и в Ашхабаде, и в далеком ауле. Поэтому неудивительно, например, и то, что в билетах по биологии для учеников 9-х классов школьникам наряду со сравнительной характеристикой позвоночных, фотосинтезом, теорией Чарлза Дарвина необходимо также ответить на ряд других насущных вопросов естествознания. Например, осветить «заботу Великого Сапармурата Туркменбаши о повышении продуктивности агроценозов», рассказать о «мудрых фразах и стихах о растениях в Отцовских книгах» г-на Ниязова, о «сведениях о сельскохозяйственных посевах в Отцовских книгах» и о воспевании в них туркменских коней.

Следует отметить, что оценить сегодня количество оставшихся в Туркмении русскоязычных школ практически невозможно. Достоверно известно лишь об одной -- имени Пушкина в Ашхабаде, в которую родители пытаются устроить своих детей всеми правдами и неправдами. Иногда для этого делают даже поддельные документы, поскольку в русскую школу не берут детей с туркменскими фамилиями. В остальных учебных заведениях с 2003 года обучение ведется на туркменском языке, а главным предметом, как и в большинстве туркменских школ, является священная книга «Рухнама», вышедшая из-под пера президента и имеющая статус «культурно-нравственного кодекса нации».

Туркменбаши вообще не жалует русскоязычное образование. Так, например, в прошлом году Сапармурат Ниязов подписал указ, отменяющий с 1 июня 2004 года признание дипломов о высшем образовании, выданных за пределами Туркменистана до 1993 года, а их обладателей постановил уволить с государственной службы. Неудивительно, что после этого указа чиновничьи кабинеты и коридоры министерств заметно опустели, ведь большинство из тех, кто стоял у власти в Туркменистане, были в свое время студентами советских вузов в нынешних России, на Украине и других союзных республиках, но уж никак не в Туркмении. Даже и сам Ниязов в 1967 году закончил Ленинградский политехнический институт, где получил диплом инженера-энергетика.

Назвать туркменское среднее образование хорошим или хотя бы нормальным -- явно польстить Туркменбаши, который собственным указом снизил срок обучения в школах до девяти лет. Не отстает от президента и туркменское министерство образования, которое в попытках доказать искреннюю любовь и верность собственному лидеру и его заветам сокращает число изучаемых предметов, либо совсем исключает их из школьной программы, либо стилизует под современную действительность. Биология, география, анатомия и прочие фундаментальные науки, преподающиеся в изложении Туркменбаши, стали для школьников нормой жизни.


Анна ШПАК