|
|
N°95, 01 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЮКОС не устает защищаться
Компания оспаривает продажу «Юганскнефтегаза»
Меньше чем через два часа после оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву ЮКОС распространил официальное сообщение о том, что оспорил в арбитражном суде Москвы итоги аукциона по продаже «Юганскнефтегаза». Кроме того, компания требует возместить ей понесенные в связи с лишением «дочки» убытки в размере 324 млрд руб. (11,5 млрд долл.). Однако спорами с российскими властями ЮКОС не ограничился. Как сообщил Интерфаксу источник, близкий к акционерам компании, холдинг в суде Лондона намерен требовать несколько миллиардов долларов от владельцев «Сибнефти», основным из которых является Роман Абрамович, за отказ от совершения сделки по слиянию двух нефтяных компаний. Впрочем, представитель по связям с общественностью ЮКОСа в Лондоне Клэр Дэвидсон сообщила вчера корреспонденту РИА «Новости», компания не предъявляла «Сибнефти» требований о компенсации убытков за отказ от слияния. По ее словам, «это дело (переговоры двух компаний о разводе) возникло уже довольно давно, процесс продолжается, но ничего нового или привлекающего особого внимания в данный момент нет».
Как отмечается в сообщении ЮКОСа, компания настаивает на признании недействительным аукциона по продаже «Юганскнефтегаза»: «В иске четко сформулированы многочисленные нарушения законодательства, допущенные при насильственной экспроприации нашего ключевого актива -- «Юганскнефтегаза», -- цитируются слова президента компании Стивена Тиди. ЮКОС пролагает, что «аукцион стал откровенной фальсификацией, и под его видом имело место изъятие имущества в пользу установленной государственной компании», т.е. «Роснефти».
В декабре прошлого года «Юганскнефтегаз» был продан на аукционе за долги ЮКОСа перед бюджетом. Покупателем (за 9,4 млрд долл.) стала некая компания «Байкалфинансгруп», которую затем купила «Роснефть». У ЮКОСа остались только привилегированные акции «Юганскнефтегаза». О своем намерении оспаривать торги он заявил еще до того, как они состоялись.
Ответчиками по иску ЮКОСа являются проводивший аукцион РФФИ, «Байкалфинансгруп», «Роснефть», «Газпромнефть» (созданная «Газпромом» и ставшая вторым участником торгов, но, как оказалось, концерн продал ее перед аукционом для ликвидации), «Газпром» и Минфин. Третьими лицами названы Главное управление Минюста (курирует службу судебных приставов), Главное управление федеральной службы судебных приставов (принимало решение о продаже «Юганскнефтегаза»), Федеральная антимонопольная служба и «Юганскнефтегаз». Холдинг также просил наложить арест на акции «Юганскнефтегаза» в качестве обеспечительной меры, но вчера суд оказал ему. Предварительные слушания по делу в Московском арбитраже назначены на 16 июня. Впрочем, в «Газпроме» вчера отметили, что это уже не первый иск ЮКОСа по возврату «Юганскнефтегаза», и «результаты рассмотрения предыдущих исков известны (американский суд отказал компании в аналогичных требованиях. -- Ред.)». В РФФИ и «Роснефти» по сути инициативы ЮКОСа не комментируют.
Вряд ли в ЮКОСе всерьез рассчитывают выиграть процесс. Скорее, судебное разбирательство в России -- необходимый этап перед рассмотрением другого, еще более масштабного иска. Еще в феврале Group MENATEP, контролирующая 70% акций опального холдинга, объявила, что намерена взыскать в одном из европейских арбитражных судов с российского правительства 28,3 млрд долл. Истец ссылается на Энергетическую хартию, которая гарантирует инвесторам компенсацию в случае потери их активов. Этот документ Россия подписала, но не ратифицировала. По прогнозам экспертов, судебное разбирательство должно затянуться на годы. Для процесса уже назначены третейские судьи от каждой страны. Российское правительство выбрало своим представителем международного арбитра судью Стефена Швебеля.
Российское правительство -- не единственный ответчик по искам ЮКОСа. Компания по-прежнему намерена взыскать несколько миллиардов долларов с акционеров «Сибнефти» в качестве компенсации за отказ от слияния. В «Сибнефти» эту информацию комментировать категорически отказываются.
Акционеры ЮКОСа и «Сибнефти» подписали соглашение о слиянии холдингов весной 2003 года, и формально 92% акций компании Романа Абрамовича ЮКОС получил в октябре (за 20% из них было заплачено 3 млрд долл.). Однако для окончательного завершения всех необходимых процедур требовалось еще проведение собраний акционеров двух компаний, назначенных на конец года. Но после того, как началась полномасштабная атака властей на ЮКОС, а г-н Ходорковский попал за решетку, г-н Абрамович от сделки отказался. При этом по договору о слиянии, который заключен по нормам британского законодательства, сторона, разорвавшая соглашение, должна была заплатить партнерам неустойку в размере 1 млрд долл. Бывшие партнеры долго спорили об условиях развода, и в начале прошлого года Group MENATEP передала право вести переговоры на эту тему менеджменту ЮКОСа.
Осенью ЮКОС вернул структурам г-на Абрамовича 57% акций «Сибнефти». Однако 34,5% ее акций до сих пор находятся на балансе опального холдинга. Перед этим глава совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко заявлял: «Мне все зарубежные эксперты моего топ-уровня говорят: «Что вы сидите, не идете в Лондон? Все, что происходит, -- это нечестная игра». «Сибнефть» на Чукотке выигрывает дела, а почему мы сразу не подали в Лондон, я не знаю. Теперь, видимо, и подавать не будем». Однако добившись возвращения 57% акций «Сибнефти», хотя они и были включены в арестованное по решению суда имущество ЮКОСа, г-н Абрамович так и не смог договориться об окончательном разводе, так что свои 3 млрд долл. ЮКОС до сих пор так и не получил.
Денис РЕБРОВ