|
|
N°95, 01 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На белых конях
Robert Plant. Mighty Rearranger (Sanctuary)
Бывший вокалист Led Zeppelin Роберт Плант в 80-е успешно выстраивал сольную карьеру, а в 90-е, после выхода очень сильного альбома Fate Of Nations, на некоторое время этим родом творческой деятельности завязал. Занимался он тогда в основном квазиэтническими проектами -- вместе с недавним коллегой, гитаристом Джимми Пейджем. В 2002 году вышел альбом Dreamland, где Плант делал вид, что перепевает блюз-классику, хотя на самом деле от поименованных на конверте пластинки творений архаичных блюзменов осталось очень мало. Бог с ними, с каверами: ясно, что Плант нашел безошибочную для нашего времени подачу, звук и интонацию -- теперь бередить воспоминания и давить на ностальгические чувства слушателей ему совсем не надо. Вспомним: ведь и в свое золотое время «цеппелины» воровали (чего уж там!) риффы из американских блюзов. Но получалось не лучше, не хуже, а -- по-своему.
Полностью оригинальный материал альбома Mighty Rearranger работает на разрыв слушательских нервов, поскольку все песни (мелодически они чудо как хороши, да и аранжированы на диво тонко) шарахаются от медитации и неосязаемой акустики к внезапным всплескам энергии, что достигаются напластованием этнических мелодий и ритмов, иногда однообразных, но чаще гипнотизирующих. Потусторонние завывания самого Планта, из которых вдруг вырастают предельно отчетливые и артикулированные тексты, его своеобразные представления о форме рок-песни и склонность к незавершенным мелодиям -- все это, конечно, заставляет припомнить как Zeppelin, так и сольного Планта. При том что явного хард-рока, которого так вожделеют любители «старины», на альбоме почти нет: за более или менее рок-н-ролльную вещь сойдут лишь Tin Pan Valley и Takamba. Кому-то покажется, что Mighty Rearranger -- стопроцентный Led Zeppelin времен эпохального альбома Physical Graffity (1975) -- особенно ярко эту идею развивает The Enchanter. Кому-то -- что Плант продолжает линию своих сольных работ начала 90-х (тут справедливо приведут в пример Shine It All Around). В любом случае не проиграл никто. А старик Плант въехал в третье тысячелетие на белом коне.
New Order. Waiting For The Siren's Call (Warner)
Сильно любимую в Британии группу New Order у нас всегда как-то не очень жаловали, несмотря на закадычный шепоток вокалиста Бернарда Самнера, сентиментальные мелодии и уютное электронное обрамление всего этого дела -- то есть полную доброжелательность к ушам слушателей. И то сказать: перепевка хита Blue Monday американской однодневной группой Orgy, кажется, получила в России большее признание, чем весь New Order вместе взятый. Но Waiting For The Siren's Call, новый диск манчестерцев, неплохо продается и вызвал определенный шум в прессе. Похоже, это не результат активности англофильствующих критиков, а следствие качества альбома. «Зов сирен» продолжает идеи предыдущего диска, Get Ready, который, как сейчас видно, здорово предвосхитил моду на гитарное звучание начала века. Как всегда, у New Order очень динамичные песни -- простые, с элементарными гармониями, аскетичными гитарными кружевами, пронизывающими басовыми линиями, плотными барабанами и слаженным катящим ритмом, а Самнер вещает своим неизменным голосом наивного соблазнителя. На самом деле такой музыки сейчас довольно мало. Гитарный звук, но мягкий. Красивые мелодии, но без сентиментальщины. Динамично, но не для танцев. По-восьмидесятнически изобильно и щедро, но с современным звучанием. Waiting For The Siren's Call -- именно из таких редких альбомов.
Сборник. R'n'B Exclusive (Gala Records)
В двух словах: отечественный сборник современного американского R'n'B оказался не хуже западных.
Странное дело: тот американского замеса MTV-жанр, смесь попсы, хип-хопа и современного соул, что условно называется R'n'B, еще недавно не имел в нашей стране и тени успеха. Точнее сказать, это был такой bete noir: то есть все знают, что это такое, но никто не знает, зачем это нужно. Отечественных продюсеров, кроивших свои поп-группы по образу всяческих Sugarbabes или Boyz II Men, просто высмеивали, равно как и композиторов, расцвечивающих свои опусы разнообразными смещенными ритмами. Тем не менее нашлось немало россиян, прочувствовавших в этой музыке главное: неизменные таланты мощноголосых певцов и певиц, генетическую связь с корневыми американскими жанрами, завидное техническое совершенство и продюсирование. Ну и бьющие через край эмоции. Их россияне всегда понимали, несмотря ни на какие «смещенные доли». Записями молодых артистов R'n'B заполнены рынки половины мира -- острого дефицита в них никак не наблюдается. Но сборник R'n'B Exclusive -- не нарезка хитов, а компиляция раритетов. Добрая половина песен -- редкие би-сайды, сингловые версии или неиздававшиеся песни и ремиксы (как в случае с All Nite, совместного творения Дженет Джексон и Elephant Man). А Джастин Тимберлейк представлен песней Why When Now, которая выходила только в США, но ограниченным тиражом EP, приуроченном к американскому турне певца. В amazon.com эта пластинка стоит пятьдесят баксов, а на сборнике R'n'B Excusive, понятное дело, подешевле.
Александр БЕЛЯЕВ