|
|
N°137, 02 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он хотел хлопнуть дверью
Убитый в Минводах террорист был неизлечимо болен
Ближайшие родственники (родители и дядя) опознали вчера тело террориста, захватившего во вторник в Ставропольском крае автобус с 39 заложниками. Как уже сообщала газета «Время новостей», им оказался Султан-Саид Идиев. Теперь выяснилось, что за ним, не зная конкретно, кто он такой, спецслужбы охотились почти десять лет. Он являлся организатором захвата рейсового автобуса в мае 1994 года, и тогда, хотя все его подельники были схвачены, сумел уйти от преследования, прихватив с собой часть выкупа. Сообщники категорически отказывались назвать его имя, и в материалах дела Идиев до последнего времени проходил как «неизвестный». Именно освобождения этих людей и потребовал от властей Идиев во вторник, во время ставшего для него последним захвата заложников.
По сведениям газеты «Время новостей», операция по освобождению пассажиров рейсового автобуса Владикавказ--Невинномысск--Ставрополь проходила далеко не так гладко, как это заявляли представители властей во вторник вечером. Мощная бомба, которую Идиев привязал к телу, могла сработать минимум два раза, и не произошло это по чистой случайности. Первый эпизод, заставивший изрядно понервничать оперативников, произошел, когда переговоры с террористом были в самом разгаре. Во время беседы преступник открыто демонстрировал привязанный к груди сверток с надписью «тротил» (как оказалось, там было 1,5 кг этого вещества), к которому клейкой лентой была прикреплена граната Ф-1. В один момент, когда Идиев наклонился, раскалившийся на жаре скотч открепился, граната упала на пол и покатилась по полу автобуса. К счастью, оказалось, что у Ф-1 не выдернута чека, и взрыва удалось избежать. После этого Идиев выдернул кольцо, опустил «лимонку» в стакан, положив его в карман рубашки рядом с прикрепленной бомбой. На этот раз ему было достаточно сильно наклониться или упасть, и это неминуемо привело бы к мощному взрыву.
Тем не менее, убедившись, что террорист действует в одиночку, спецслужбы решили рискнуть и провести силовую операцию. Спецназовцы бросили несколько дымовых гранат и шумовых шашек перед автобусом, и Идиев с автоматом наперевес бросился к лобовому стеклу узнать, что происходит. Дверь автобуса была открыта, и, когда террорист с ней поравнялся, снайпер выстрелил и попал ему в голову. Идиев, как и рассчитывали оперативники, начал вываливаться на улицу. Однако уже смертельно раненный, он все же открыл стрельбу в воздух, а граната при этом упала на асфальт. Тут последовал второй выстрел снайпера, и террорист упал прямо на «лимонку», которая в этот момент взорвалась. Основная ударная волна пришлась на нижнюю часть тела Идиева, и то, что при этом не последовал взрыв полутора килограммов тротила, можно назвать везением.
Что же касается самой личности террориста, то сейчас представители управления Генпрокуратуры по Северному Кавказу почти полностью восстановили его биографию. В 1992--1993 годах он под предводительством Шамиля Басаева воевал в Абхазии в составе так называемого чеченского батальона. Вернувшись на родину, Идиев вместе с еще несколькими чеченцами начал разрабатывать планы захвата автобуса с заложниками. В мае 1994 года Султан на поезде привез из Чечни в Минеральные Воды два автомата, гранаты и пистолет. Другой же участник преступления, Саидбек Тепсуев, доставил туда на своей личной машине из Грозного других сообщников -- Ахмеда Махмаева, Тимур-Али Мажаева и Магомеда Бициева -- после чего вернулся обратно. 26 мая четверо террористов, в том числе Султан Идиев, захватили в заложники пассажиров рейсового автобуса Владикавказ--Ставрополь. В обмен на их освобождение они запросили 10 млн долларов и вертолет, которые им дали. Преступники вылетели в сторону Гудермеса, где их должен был поджидать еще один сообщник -- Алавди Вахидов. Однако вертолет приземлился в другом месте, и террористы, прихватив часть денег, бросились бежать. Вскоре удалось задержать всех участников нападения на автобус за исключением Султана Идиева -- он со своей долей в 46 тысяч долларов скрылся.
Затем Идиев прошел обучение в диверсионном лагере, воевал на стороне боевиков во время первой чеченской кампании, а потом попал за решетку в Минводах после нападения на таксиста. Недавно освободившись, он вновь, только уже с братом Саидом, расстрелял водителя автомобиля и попытался скрыться, ранив еще и милиционера. Саида Идиева, в отличие от его брата, удалось схватить довольно быстро.
По мнению оперативников, на новый теракт Султана Идиева толкнула неизлечимая болезнь -- он решил уйти, громко хлопнув дверью, и при этом освободить друзей. По одним данным, у Идиева был СПИД, по другим -- открытая форма туберкулеза.
Александр ШВАРЕВ