|
|
N°95, 01 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правила дурного тона
КС заставит правительство и страховщиков ускорить выплаты по ОСАГО
Правительство должно пересмотреть правила по ОСАГО, а страховые компании срочно изменить процедуру работы с клиентами -- таков итог двухмесячного процесса в Конституционном суде, инициированного противниками «автогражданки». При этом все надежды российских автовладельцев на кардинальный пересмотр закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не оправдались -- судьи согласились с тем, что ОСАГО направлено «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Хотя 22 марта, когда КС приступил к рассмотрению жалоб и запросов, на закон об «автогражданке» обрушился целый шквал упреков, накопившихся у россиян за последние два года. Атака шла по всем фронтам. Закон критиковали и за слишком высокие для пенсионеров тарифы, и за ограничение права собственности, и то, что владельцам нескольких машин приходится страховать каждую из них по отдельности, и за то, что страховать автогражданскую ответственность разрешено только тем компаниям, которые входят во Всероссийский союз страховщиков.
Однако вчера выяснилось, что практически все аргументы противников ОСАГО были отметены. По определению суда, КС указал, что свобода договора может быть ограничена законом, что тарифы являются не платежами, а ценой по договору, что правительство вправе их устанавливать, а государство -- понуждать страховщиков вступать в союз.
Лишь один серьезный изъян нашел КС в законе -- в статье 5, где говорится, что «условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям.., содержащимся в издаваемых правительством РФ правилах». Во исполнение этой нормы закона правительство в 2003 году утвердило «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Однако КС счел, что законодатели не могли позволить правительству произвольно определять условия договора, тем более что, по мнению судей, Белый дом при этом исказил смысл закона, предоставив возможность страховым компаниям затягивать сроки выплат. «По сути, страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования -- страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства», -- говорится в постановлении КС.
Эта формулировка может подсластить пилюлю тем, кто недоволен ОСАГО. Ведь сегодня получить компенсацию крайне сложно именно по той причине, что фактически страхуется вред, и очень много времени и сил уходит на то, чтобы выяснить, кто его на дороге причинил. Между тем страховаться должен риск водителя, а компания обязана автоматически расплачиваться с пострадавшими, не заставляя их месяцами судиться. Необходимость предельно упростить процедуру получения компенсации -- это лейтмотив вердикта КС. Суд указал, что нужно пересмотреть правила, «расходящиеся с...принципами повышенной защиты прав потерпевшего на основе упрощенных процедур получения страховых сумм».
Справедливость этих требований подтвердил вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» и глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев, отметивший, что упрощенная процедура должна применяться с момента оглашения постановления КС, еще до того как будут внесены изменения в закон и в правительственные правила. «Я обрадован таким решением, -- признал он. -- Когда что-то новое создается, то необходимо оперативное регулирование со стороны исполнительной власти. Теперь критерии определения условий договора будут закреплены в законе. Это позволит повысить уровень защищенности и застрахованных лиц и компаний».
Между тем одновременно с исправлениями ст. 5 закона об ОСАГО законодателям придется вносить и другие коррективы. В частности, РСА предлагает наделить его правом использовать средства резервного фонда для возмещения ущерба пострадавшим от клиентов проштрафившихся страховых компаний, у которых приостановлена лицензия (сегодня осуществлять выплаты из резерва можно лишь при банкротстве страховщика и только для компенсации вреда здоровью). По словам г-на Ломакина-Румянцева, проект уже внесен в Думу и может быть рассмотрен в конце июня. А 9 июня ОСАГО будет обсуждаться в Белом доме. К этому заседанию Минфин подготовил предложения по изменению коэффициентов. Как сообщил глава «Росстрахнадзора», в частности, речь пойдет об уточнении региональных и мощностных «надбавок» к базовому тарифу. Московский коэффициент, например, предлагается снизить с 2 до 1,8.
Юрий КОЛЕСОВ