|
|
N°95, 01 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Армия извозчиков
Военно-транспортная авиация не отдала государству коммерческие перевозки
Военно-транспортная авиация России начиналась с первого сводного десантно-транспортного отряда из самолетов ТБ-1 и Р-5, сформированного в Ленинградском военном округе в 1931 году. В нынешнем виде ВТА была создана в мае 1955 года. Вот уже полвека авиационные транспортники объединены в структуру, организационно входящую в состав ВВС. Во все времена своего существования ВТА отдавала предпочтение лишь двум конструкторским бюро -- Антонова и Ильюшина. И сегодня на вооружении транспортников три типа самолетов -- Ил-76 (шесть полков), Ан-22 (отдельная эскадрилья) и Ан-124 (один полк). Самолеты базируются на девяти аэродромах -- все в европейской части страны.
Как сказал командующий 61-й воздушной армией Верховного главного командования (так с некоторых пор называют ВТА) генерал-лейтенант Виктор Денисов, одномоментно могут быть подняты в воздух 72% военно-транспортных бортов. Сколько грузов они смогут поднять одномоментно, командующий не сказал -- сослался на военную тайну. Однако не скрыл, что оперативные возможности ВТА сегодня ниже потребностей десантников в три-четыре раза. Видимо, и с остальными задачами (мобилизационное и стратегическое развертывание, перегруппировки войск) тоже не все гладко. Тем более что частные и даже государственные авиакомпании не выражают готовности передать на случай войны по мобилизационному плану в подчинение военного ведомства часть своих самолетов. Хотя реестр мобрезерва составлен и утвержден на высоком уровне.
Последнюю реформу военно-транспортная авиация пережила в 2002 году, и теперь ничто не мешает летчикам заниматься боевой подготовкой. Выросло количество учений, особенно во взаимодействии с ВДВ. На предстоящих российско-китайских маневрах в августе этого года до 14 самолетов Ил-76 будут десантировать подразделения ВДВ, перевозить вооружение и личный состав. В сентябре состоятся российско-узбекистанские учения, в октябре российско-индийские -- тоже с выброской воздушного десанта.
ВТА еще обеспечивает миротворческие операции под эгидой ООН. Это Сьерра-Леоне, группы войск в Закавказье, база в Душанбе. В киргизском Канте, заверил генерал Денисов, базирование военно-транспортных самолетов не планируется.
Не обходится и без проблем. В частности, снижается процент исправной техники. Причина в том, что ежегодно в капитальный ремонт направляется недостаточное количество техники, нет денег и для продления ее ресурса. «ВТА не входит в число приоритетов», -- посетовал командующий. Между тем с продленным ресурсом нынешние самолеты смогут летать еще лет 15--20, а то и больше. У американцев борты вообще летают до полувека. Снижается и укомплектованность полков специалистами. Во-первых, в последние годы ВТА не полностью обеспечивают выпускниками летных и инженерных училищ. Во-вторых, материальное положение представителей романтической профессии не впечатляет -- летчик в среднем получает не более 10 тыс. руб. в месяц. В 61-й армии 3800 бесквартирных. Пролетав десять лет (в льготном исчислении -- 20), получив право на пенсию и жилье, летчик в расцвете лет и сил уходит в гражданскую фирму, где платят несравненно больше.
Транспортники пытаются зарабатывать сами, с 1993 года занимаясь коммерческими перевозками. В созданный распоряжением президента 224-й летный отряд собраны лучшие самолеты и экипажи. Отряд зарегистрирован в международной авиационной организации ИКАО, в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Недавно «хлебное» подразделение у ВТА попытались отнять -- на заседании правительства 20 мая этого года заработок назвали «избыточной функцией». Присутствовавший на заседании главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов аргументировал просто: коли государство не обеспечивает 61-ю армию топливом и ГСМ, не мешайте проводить боевую подготовку на заработанном коммерческом топливе. Она-то и дает значительный прирост налета. Кабинет оставил все как есть.
Нет пока денег и на переоборудование самолетов отечественной навигационной аппаратурой -- транспортники по-прежнему летают по американской навигационной системе GPS, которая может быть в любой момент «отрублена». Хотя командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин, отвечая на вопрос обозревателя «Времени новостей», заверил, что орбитальная группировка отечественной системы ГЛОНАСС боеготова, войска обеспечены наземными приемниками.
Несмотря на все материальные трудности, в будущее командование ВТА смотрит с оптимизмом, ожидая на вооружение новые машины. По расчетам, сегодня ВТА требуется такая структура: 65% -- средние самолеты, 30--35% -- тяжелые, до 10% -- стратегические. Уже утвержден макетный проект легкого транспортного самолета Ил-112, сейчас идет его ускоренная разработка. К 2006 году самолет должен полететь, к 2007 году планируется выпустить установочную партию. Сложнее со средним транспортным самолетом, за который борются несколько КБ. Борьба идет между уже существующими самолетами (Ил-76МФ, Ан-70, Ан-148) и перспективными (Ту-334, Ил-216). Руководство ВТА внимательно следит за конкурентной борьбой. Предпочтение будет отдано наиболее надежному самолету. В противовес Ракетным войскам, которые сделали упор на отечественных производителей, авиаторы -- за международную кооперацию: крыло лучше всех делают в Ташкенте, хвостовое оперение -- на Украине. Но предпочтение, конечно, будет отдано отечественным аппаратам.
Николай ПОРОСКОВ