|
|
N°94, 31 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Куда не ходят поезда
Труба из Восточной Сибири не пойдет параллельно железной дороге
Президент Владимир Путин вчера неожиданно заинтересовался проектом строительства нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану. На совещании с членами правительства он спросил у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко: «В каком состоянии там дело?» Г-н Христенко пообещал в 2008 году завершить прокладку первого участка трубы мощностью 30 млн тонн в год. Она начнется в Тайшете и закончится в Сковородино, недалеко от китайской границы. В каком направлении нефть пойдет дальше -- по трубе в Китай или по железной дороге к Тихому океану, -- из ответа министра ясно не стало. Однако, как известно, в РЖД считают, что уже в 2007 году смогут перевозить в Поднебесную до 70 млн тонн нефти ежегодно и потому трубу в эту страну строить вообще не нужно. Похоже, такого же мнения придерживается и Владимир Путин: вчера он потребовал от г-на Христенко при реализации проекта строительства трубопровода «синхронизировать это с теми усилиями и планами, которые сейчас строит РЖД, так, чтобы не было параллельной работы».
Проект строительства трубопровода из Восточной Сибири, как известно, разбит на несколько этапов. Первый включает в себя прокладку трубы на участке Тайшет--Сковородино. По ней будет перекачиваться сырье, добытое в Западной Сибири, поскольку месторождения Восточной Сибири практически не освоены. Одновременно в бухте Перевозной на берегу Тихого океана «Транснефть» будет строить нефтеналивной терминал мощностью также 30 млн тонн сырья в год. Нефть будет поступать в Сковородино, где планируется соорудить нефтеналивную эстакаду, которая позволит перевозить ее по железной дороге до терминала.
Судьба второго этапа -- дальнейшего маршрута трубопровода -- пока не решена. В апреле директор департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго Анатолий Яновский заявил: «Есть три года, чтобы понять, что сделано в геологоразведке (Восточной Сибири. -- Ред.). Если они пройдут впустую, значит, дополнительного инвестиционного решения (по строительству следующего этапа нефтепровода. -- Ред.) не будет и труба остановится в Сковородино». Как заявил вчера президенту г-н Христенко, сейчас «завершается проектирование (создание ТЭО проекта нефтепровода. -- Ред.), оно должно закончиться в июле. Идет параллельная работа с нефтяными компаниями не только по заявкам на использование мощностей первого этапа, но и по вопросам, связанным с подключением месторождений Восточной Сибири к новой инфраструктуре. Кроме того, в МПР заканчивается подготовка программы распределения месторождений Восточной Сибири, которые станут базовыми для второго этапа проекта». В этом случае мощность трубопровода можно будет расширить.
Не исключено, что впоследствии будет принято решение о строительстве ответвления на Китай мощностью 30 млн тонн нефти в год -- глава «Транснефти» Семен Вайншток «на 99%» уверен, что именно так все и случится. Однако в РЖД, которые сейчас перевозят сырье из России в Китай (в этом году поставки нефти должны достичь 10 млн тонн), заинтересованы в том, чтобы увеличить объем экспорта в этом направлении. В компании уверяют, что в трубопроводе вообще нет необходимости. Две недели назад глава РЖД Геннадий Фадеев заявил, что уже к 2007 году его холдинг сможет перевозить в Китай 70 млн тонн нефти в год. Правда, пока такого количества нефти Россия для Китая просто не найдет. В РЖД газете «Время новостей» пояснили, что проект по расширению инфраструктуры будет реализован только в том случае, если у нефтяников возникнет необходимость в транспортировке такого объема.
Впрочем, Владимир Путин, говоря вчера об обязательной синхронизации работ, возможно, как раз и указывал на такую необходимость.
Денис РЕБРОВ