|
|
N°94, 31 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сделка потянет на 10 миллиардов
Государство объявило результат оценки «Газпрома» инвестбанком Morgan Stanley
Чиновники по капле выдают информацию о ходе подготовки к покупке государством 10,74% акций «Газпрома». Вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил журналистам, что Morgan Stanley, консультирующий правительство по этой сделке, оценил пакет в 8--10 млрд долларов. Тем самым он заставил «Росимущества» официально объявить итоги работы оценщиков: в сообщении агентства указывается диапазон цены монополиста 78,12--92,32 млрд долл. (3,3--3,9 долл. за акцию). Таким образом, стоимость 10,74% акций концерна, которые необходимо приобрести государству для аккумулирования контрольного пакета, составляет, по расчетам Morgan Stanley, 8,39--9,92 млрд долл. Поскольку государство собирается покупать этот пакет за деньги, вырученные от продажи акций «Роснефти» (ее оценили в 26,4 млрд долл.), должно быть реализовано не более 31,78--37,58% акций нефтяной компании. Впрочем, источники, близкие к МЭРТ, утверждают, что среди различных вариантов обсуждается и такой, при котором акции «Роснефти» вообще не будут продаваться: государство возьмет кредит, который впоследствии будет погашать «Роснефть», сэкономившая аналогичную сумму на покупке «Юганскнефтегаза».
Как и ожидалось, оценщик «Газпрома» Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW) оценил своего клиента дороже, чем Morgan Stanley, -- в 93,27--107 млрд долл. (3,94--4,52 долл. за акцию). Таким образом, стоимость 10,74% акций "Газпрома", по данным DrKW, должна составить 10,2--11,5 млрд долл. «Morgan Stanley подготовил свою оценку на основе фундаментального анализа в соответствии с международными стандартами, применительно к пакету 10--12% от акционерного капитала «Газпрома», -- подчеркивается во вчерашнем сообщении «Росимущества». Впрочем, представитель агентства сообщил «Времени новостей», что точная цена сделки пока не определена. Это подтвердил и пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов. По его словам, «условия заключения сделки зависят от переговоров продавца и покупателя». От дальнейших комментариев он отказался. Между оценками двух банков легко найти рыночный компромисс. Если учесть, что консультант продавца завысил верхнюю планку стоимости актива, а оценщик покупателя занизил нижнюю, более-менее справедливая цена акций окажется на отметке 10 млрд долларов.
Впрочем, очевидно, что дело не в расхождении данных Morgan Stanley и DrKW, а в том, как платить за пакет «Газпрома». Если схема не изменится, то компания «Роснефтегаз», в которую будут переданы 10,74% акций газового концерна и 100% акций «Роснефти», возьмет кредит, необходимый для оплаты акций «Газпрома». Погашать долг «Роснефтегаз» будет деньгами, вырученными от продажи части «Роснефти». Впрочем, поскольку продавцом выступают «дочки» «Газпрома», у государства возникает соблазн совершить сделку с отсрочкой части платежа. Ведь чем меньше сумма кредита, необходимого для оплаты акций «Газпрома», тем больше вероятность найти эти деньги внутри страны или выплатить их не за счет продажи доли в «Роснефти», а из операционной прибыли или продажи каких-то второстепенных активов (например, отобранных у ЮКОСа оставшихся активов, если это произойдет). Ведь, как говорят источники, близкие к МЭРТ, государство пока не готово продавать даже блокпакет «Роснефти», а некоторые чиновники полагают, что нефтяную компанию вообще нужно оставить в 100-процентной собственности государства.
Таким образом, начался второй раунд противостояния госкураторов «Газпрома» и «Роснефти». На карту поставлены не только 1--3 млрд долл., которые может недополучить газовый монополист, но и политическое положение участников конфликта. Ведь если продажа части «Роснефти», включающей «Юганскнефтегаз», не состоится, то довольно сложно будет вести диалог с Китаем и Индией, которые давно претендуют на активы в российской нефтедобыче. Впрочем, как заявил «Времени новостей» глава российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев, никаких переговоров на эту тему уже давно не ведется: стороны пришли к мнению, что обсуждать нужно продажу конкретного пакета в конкретном предприятии. Вопрос в том, чем завершится эта затянувшаяся пауза.
Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ