|
|
N°94, 31 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Железная девочка» из Восточной Германии
Ангела Меркель будет критиковать Россию и дружить с США
Вчера в Берлине оппозиционный «Христианско-демократический союз» (ХДС/ХСС) официально назвал своего кандидата на пост федерального канцлера на предстоящих досрочных выборах в бундестаг. Повести за собой консервативную партию в предвыборную гонку доверено ее председателю Ангеле Меркель. Инициатором досрочных парламентских выборов, которые пройдут в середине сентября, стала правящая социал-демократическая партия. В последние месяцы она проиграла большую часть земельных выборов и оказалась в меньшинстве в бундесрате -- совете федерации. Последней каплей стало поражение в земле Северный Рейн -- Вестфалия, где после 39 лет бессменого правления СДПГ со значительным разрывом уступила христианским демократам.
Выступив с требованием досрочных парламентских выборов, канцлер Шредер пошел ва-банк. В случае успеха ему удастся доказать, что политика реформистского «красно-зеленого» кабинета пользуется поддержкой большинства избирателей. Однако предстоящие выборы в бундестаг могут подтвердить «диагноз» земельных выборов, и электорат предпочтет христианских демократов. В этом случае «красно-зеленые» и сам бундесканцлер утратят властные полномочия на целый год раньше срока -- плановые выборы в бундестаг должны были состояться осенью 2006 года.
Теперь впервые в истории Германии федеральное правительство может возглавить женщина. Зампредседателя партии Кристоф Бер назвал понедельник «счастливым днем для ХДС и ХСС». По его словам, Ангела Меркель находится «вне конкуренции» и «вне дискуссии». А премьер-министр восточногерманской земли Тюрингия, христианский демократ Дитер Альтхаус назвал вчерашний день «историческим» -- ведь кандидатом на пост канцлера выдвинута не просто женщина, а «женщина с востока».
На самом деле фрау Меркель родилась в 1954 году в западногерманском Гамбурге, но в тот же год ее родители перебрались в ГДР. Отец, будучи протестантским священником, сохранял лояльность «республике рабочих и крестьян», а мать вступила в СЕПГ. Сама Ангела была членом «Союза свободной немецкой молодежи», что позволило ей в 1973 году поступить на престижный по тем временам физический факультет Лейпцигского унивеситета. О ее политической активности тех времен ничего не известно.
Лишь после падения Берлинской стены в 1989 году молодой доктор физических наук Ангела Меркель вступила в восточногерманское движение «Демократический прорыв». Она вошла в последнее правительство ГДР, которое возглавил восточногерманский христианский демократ Лотар де Мезьер. Перед тем правительством стояла лишь одна задача -- ликвидировать ГДР как самостоятельное государство.
Год спустя фрау Меркель вступила в ХДС, который возглавлял в ту пору федеральный канцлер Гельмут Коль. Во многом благодаря ему «девочка» (именно так называл ее Коль) в 1991-м стала заместителем председателя партии и оставалась на этом посту до 2000 года. Впрочем, данное обстоятельство ничуть не помешало фрау Меркель в конце 90-х возглавить лагерь внутрипартийных критиков «канцлера германского единства» и выдвинуть лозунг «нового начала без Коля».
В апреле 2000 года на съезде ХДС в Эссене 96% участников избирали Ангелу Меркель председателем партии. Она должна была стать новым лицом партии, на имидже которой не лучшим образом сказались финансовые скандалы вокруг черной партийной кассы. Однако в декабре 2004 года в Дюссельдорфе за сохранение партийной власти в руках фрау Меркель проголосовали лишь 88,4% партийцев -- это самый плохой результат, выпадавший когда-либо на долю главы ХДС.
Накануне выборов в бундестаг осенью 2002 года Ангела Меркель, не до конца уверенная в собственной победе, «предоставила» право бороться за звание федерального канцлера 62-летнему премьер-министру Баварии Эдмунду Штойберу, возглавляющему «партию-сестру», «Христианско-социальный союз» в Баварии. Штойбер уступил канцлерское кресло социал-демократу Герхарду Шредеру с минимальным разрывом, после чего навсегда отказался от претензий на пост главы федерального правительства.
Ангела Меркель еще больше укрепила свою власть в партии, возглавив оппозицию «красно-зеленому» правительству Шредера. Весной 2003 года она демонстративно, наперекор многим авторитетным голосам в ХДС/ХСС заняла проамериканскую позицию в отношении войны в Ираке. В начале прошлого года ей удалось «пробить» своего кандидата Хорста Келера на пост федерального президента Германии. Популярности в определенных слоях немецкого общества Ангеле Меркель прибавила ее непримиримая позиция в отношении приема в Евросоюз Турции.
Что же теперь станет с «мужской дружбой» германского канцлера и российского президента, ставшей традиционной со времени совместных походов Коля с Ельциным в сауну? При новом бундесканцлере вряд ли можно рассчитывать на дальнейшее укрепление этого параметра российско-германского сотрудничества в стенах парной. Впрочем, как-то давно в одном из первых интервью фрау Меркель наивно призналась, что весть о падении Берлинской стены застала ее в сауне в парке Тельмана, куда она с приятельницами ходила по четвергам после работы. Кстати, фрау Меркель владеет русским языком -- иначе в ГДР и быть не могло -- не хуже, чем российский президент немецким. Как-то на одной из межпартийных встреч Меркель «для конспирации» перебросилась парой фраз по-русски с шефом Партии демократического социализма, вышедшей из СЕПГ.
Вчера в своем программном интервью -- разумеется, для восточногерманской провинициальной газеты -- Ангела Меркель, которую теперь чаще называют «железной девочкой», изложила свой взгляд на будущее германо-российских отношений. На вопрос о перспективах ее дружбы с президентом Путиным она отвечала: «Конечно, нам нужно стратегическое партнерство с Россией. Но настоящие друзья не должны скупиться на критику, а федеральный канцлер назвал президента Путина «демократом чистой воды». Но посмотрите хотя бы на конфликт с Чечней или обращение со свободой прессы».
Фрау Меркель намерена восстановить баланс между германо-российским и трансатлантическим партнерством. «У Германии и Европы с США, несмотря на некоторые проблемы, больше общего, чем с Россией, невзирая на весь прогресс там, -- утверждает она. -- В политических жестах это не находит должного отражения. Нет меры и золотой середины, нет взвешенности. Я не хочу равноудаленности между Америкой и Россией».
Юрий ШПАКОВ, Берлин