|
|
N°94, 31 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европа победила Евросоюз
Брюссельским чиновникам напомнили о демократии
Несколько месяцев назад президент Франции Жак Ширак говорил о том, что страна, отвергнувшая конституцию Европейского союза, по сути, выходит из его состава. Незадолго до французского референдума бывший председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил, что отрицательный результат положит «конец будущему Европы».
Эти мрачные пророчества не испугали избирателей: убедительным большинством почти в 10% (54,87 против 45,13) французы отказались утвердить предложенный текст основного закона Евросоюза. И если до голосования элита намеренно сгущала краски, то теперь лейтмотив заявлений прямо противоположный -- ничего страшного не произошло.
Это правда. ЕС продолжает существовать в соответствии с договором, принятым в Ницце в 2000 году, а также действующим законодательством, насчитывающим тысячи страниц и являющимся истинной основой евроинтеграции. Поражение потерпела не идея объединения как таковая, а ее версия, взятая в последние годы на вооружение администрацией Евросоюза и идущая вразрез с заветами отцов-основателей 55-летней давности.
Десятилетиями устойчивость и поступательное развитие европейского процесса, не имеющего аналогов в истории, обеспечивалась тем, что каждый шаг был тщательно подготовлен, а население знало, чем ему это выгодно. По мере роста аппарата ЕС механизм принятия решений отдалялся от граждан, а логика власти предержащей становилась им все менее доступна.
Внутри западноевропейского сообщества нарастающие противоречия удавалось успешно (хотя со все возрастающими сложностями) урегулировать. Однако прием в состав Евросоюза сразу десяти новых государств, большинство из которых не имеет опыта современной европейской политики, внес дисбаланс в систему.
Самое главное, что «старые» европейцы перестали понимать, зачем собственно все это делается. Предметная аргументация во все большей степени заменялась демагогическими лозунгами о необходимости преодолеть раскол Европы и бюрократической инерцией, которая развивалась по собственным законам.
Кстати, если во французском случае можно ссылаться на свойственные данной нации амбиции и внутриполитическую обстановку, то предстоящий в среду референдум по Конституции ЕС в Нидерландах являет собой чистый эксперимент. Нидерланды -- крупнейший донор Евросоюза на душу населения, и подданные королевы Беатрикс не желают далее оплачивать эксперименты по одновременному углублению интеграции и экспансии.
Решение начать переговоры о вступлении Турции и всплеск разговоров о необходимости открыть двери революционной Украине стали дополнительным фактором, сыгравшим на руку евроскептикам: создалось впечатление, что расширение европейского дома может принять просто неконтролируемый характер.
Говорить о крахе европейского проекта после итогов референдума во Франции неправильно. Как раз теперь перед Старым Светом открылась перспектива вернуться к изначальным демократическим принципам, устранив то, что президент Чехии Вацлав Клаус назвал вчера серьезными «различиями между европейской политикой и взглядами нормальных европейцев». Сделав правильный выбор, архитекторы интеграции в очередной раз продемонстрируют, что европейская идея способна преодолевать серьезные трудности.
Правда, первые заявления председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Дурао Баррозу и нынешнего председателя ЕС люксембургского премьера Жан-Клода Юнкера свидетельствуют о намерении продолжать прежний курс: ратификация продолжится, а изменений текста конституции быть не может. Подход сугубо бюрократический: мы потратили столько сил и времени, что вы, народ, просто не имеете права пустить наш труд в корзину!
Очевидно, в Брюсселе надеются повторить опыт плебисцитов в Дании и Ирландии, которые проводились дважды по причине «неудовлетворительного» результата первого. Однако страны -- основоположники ЕС, каковыми являются и Франция, и Нидерланды, такого обращения с собой явно не допустят.
Кому точно придется запастись терпением, так это странам, которые стучатся в дверь Европейского союза: балканским государствам, Турции, Украине. Едва ли кто-то в обозримом будущем решится поднимать вопрос о новом расширении. Болгария и Румыния, вступление которых уже назначено на 2007 год, могут вскочить в действительно уходящий поезд.
Для России исход референдумов может означать следующее: углубившись во внутренние проблемы, Брюссель отодвинет на второй план реализацию только что подписанных «дорожных карт» по четырем общим пространствам. Катастрофы в этом нет, поскольку к поспешному выполнению многого из заложенного в этих картах, особенно в области экономики, не готова сама Москва. Возможно, что сумятица в Евросоюзе несколько расширит возможности России по внешнеполитическому маневрированию. Однако слишком полагаться на это не стоит -- до сих пор в общении с Москвой Еврокомиссия действовала вполне слаженно вне зависимости от внутренних турбуленций.
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», -- специально для «Времени новостей»