|
|
N°94, 31 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело ЮКОСа: забвение еще до приговора
Преследование российской нефтяной компании продолжает работать на власть
Подходит к концу казавшийся уже практически бесконечным процесс над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. За эти полтора года судебное разбирательство стало для многих знаковым, а некоторые понятия типа «басманного правосудия» -- нарицательными. Это и немудрено, ведь дело ЮКОСа активно обсуждалось и обсуждается российскими и зарубежными средствами массовой информации, экспертным сообществом, политиками.
При этом защита и либеральная оппозиция указывают на поддержку «прогрессивно мыслящей» части общества, подчеркивают негативную реакцию бизнес-кругов, живущих в постоянном страхе -- «кто же следующий?» Оппоненты г-на Ходорковского в свою очередь упирают на мнение основной массы населения, которая якобы выступает за пересмотр результатов «прихватизации» и злорадствует над злоключениями слишком амбициозного олигарха.
Как показывают опросы общественного мнения, не правы по большому счету ни те, ни другие. У половины россиян вообще не сложилось определенной позиции по поводу обвинений и возможного наказания. Более того, еще год назад доля тех, кто не следил за судебным процессом или затруднялся ответить, была несколько ниже, чем сегодня. Дело ЮКОСа, как выясняется, не интересует население. И виноваты в этом даже не затянувшиеся «юкосовские чтения» приговора -- градус внимания не повышается уже больше года.
Пока длилось разбирательство, россияне сумели запомнить, что Ходорковского и других руководителей ЮКОСа судят за «уклонение от уплаты налогов» и за «нечестно нажитые состояния». Причем если первая точка зрения разделяется относительным большинством опрошенных, то вторая характерна все-таки преимущественно для пожилых людей. При этом каждый третий поддерживает выдвинутые обвинения и выступает за наказание Ходорковского и его коллег по всей строгости. В два раза меньше россиян склонны проявить снисхождение -- они считают, что крупный бизнес в России невозможен без нарушения законов (10%), что претензии к руководству ЮКОСа носят надуманный характер (4--5%).
Приблизительно схожая ситуация наблюдается, когда речь заходит о возможном приговоре -- до десяти лет лишения свободы, запрошенных Генеральной прокуратурой. Те же 35% полагают, что это вполне справедливое или даже чересчур мягкое наказание. Каждый десятый склонен пожалеть олигарха и не хотел бы, чтобы государство обошлось с ним столь сурово. Интересно, что «десятилетка» является наиболее популярным ответом о сроке приговора во всех доходных группах -- и среди самых бедных (17%), и среди наиболее обеспеченных (47%). Правда, при этом одни респонденты высказывают надежду, что это лишь «первая ласточка» и постепенно всех остальных олигархов тоже накажут; другие им оппонируют -- если всех посадить, то экономика остановится. А третьи полагают, что практичнее было бы не лишать Михаила Ходорковского свободы, а отобрать у него все те деньги, что он якобы задолжал государству, и потратить их на социальные нужды.
Разделились мнения россиян лишь при оценке возможных последствий для страны. Доли оптимистов и пессимистов оказались приблизительно одинаковыми (около 20% каждая), хотя самый популярный ответ -- все то же безразличие. Более четверти (27%) опрошенных считают, что никаких особых последствий ждать не стоит, а затруднившихся с ответом стало почти на 10% больше, чем полтора года назад.
К возможным позитивным сдвигам россияне относят наведение порядка и законности в экономике -- в первую очередь речь идет об исполнении налоговых обязательств. Кроме того, высказываются надежды, что тем самым будут ограничены политические амбиции российской бизнес-элиты. Среди потенциальных негативных последствий -- «сворачивание» крупного бизнеса; отток западных инвестиций из российской экономики; большая вероятность того, что средства компании будут поделены между новыми олигархами.
Кстати, несмотря на пессимистические прогнозы аналитиков, дело ЮКОСа пока все-таки работает на власть -- многие респонденты полагают, что оно было инициировано Владимиром Путиным во имя торжества законности и справедливости, и хорошо отзываются о внешней отстраненности, невмешательстве президента в судебный процесс. Хотя в ходе опросов всплывает и другая распространенная версия -- Михаил Ходорковский стал жертвой коррупции в стране, ибо с кем-то «не поделился», «на лапу наступил».
Итак, доминирующее настроение в отношении дела ЮКОСа -- безразличие к этому процессу. Показательно, что наименьшую вовлеченность в тему демонстрируют малообеспеченные россияне. Почти две трети из них ничего не слышали о возможном приговоре и затрудняются его оценить; половина даже не следит за сутью выдвигаемых против Ходорковского и Лебедева обвинений. И в этом смысле тиражируемая версия, что дело ЮКОСа -- это пиар-акция для беднейшей части населения, которую надо успокоить тем, что борьба с олигархами ведется, представляется малоправдоподобной. Ведь такая кампания, как, впрочем, и акция с противоположным знаком, судя по данным опросов, бьет мимо цели и оказывается малоэффективной. Будучи знаковым для элиты, оно не представляет интереса для россиян и, по-видимому, обречено на забвение еще до вынесения приговора.
Дмитрий ПОЛИКАНОВ, директор по международным и общественным связям ВЦИОМ, Елена КОФАНОВА, социолог-аналитик ВЦИОМ