|
|
N°94, 31 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приговор без занесения
Оглашение вердикта Михаилу Ходорковскому превращается в «мыльную оперу»
30 мая пошла третья неделя, как в Мещанском районном суде столицы читают приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Еще вчера утром многие были уверены, что наступил долгожданный финал. Тем более что у приговора вчера был бы прекрасный информационный фон -- главной мировой новостью остается провал европейской конституции на референдуме во Франции, и завершение дела Ходорковского явно отошло бы на второй план. Но судьи, объявив доказанной вину подсудимых по всем пунктам обвинения, неожиданно подробно начали анализировать доказательства защиты.
После этого уже никто не решался делать какие-либо прогнозы об окончании затянувшегося «процесса века», который уже может составить достойную конкуренцию любой «мыльной опере».
Вчера в Мещанский суд явились почти все адвокаты Ходорковского и Лебедева, хотя на прошлой неделе они появлялись редко. Среди журналистов также значительно прибавилось желающих присутствовать на приговоре, и в зал можно было прорваться с большим трудом. Все ждали, что вот-вот наступит долгожданная развязка.
В первой половине дня судьи оглашали мотивировочную часть приговора по эпизодам, связанным с третьим подсудимым, Андреем Крайновым -- генеральным директором якобы подконтрольного Ходорковскому и Лебедеву АОЗТ «Волна». Его признали виновным в хищении средств из бюджета Волгоградской области. Когда с Крайновым было "покончено", во время перерыва адвокаты и журналисты, столпившись на крыльце Мещанского суда, стали гадать, что же будет дальше -- перейдут ли теперь судьи к оглашению роковой для Ходорковского и Лебедева резолютивной части или сначала объявят о прекращении уголовного дела по обвинению в мошенничестве с акциями ОАО «Апатит» в связи с истечением сроков давности.
«Как правило, в таких случаях суд сначала оглашает резолютивную часть приговора, а потом -- в отдельном определении -- освобождает от наказания за преступления», -- рассуждала адвокат Лебедева Елена Липцер. Воодушевившаяся такими словами публика поспешила занять места в маленьком тесном зале, но не тут-то было. После того как две недели суд старательно и неторопливо выводил обвинительные рулады, лишь вскользь упоминая о представленных на процессе аргументах защиты, этот пробел неожиданно решили заполнить. Председательствующая судья Ирина Колесникова почти так же подробно начала давать оценку доводам защиты. Впрочем, сразу стало понятно, что на приговоре Ходорковскому и Лебедеву это уже никак не отразится.
«Суд счел их несостоятельными и не принял во внимание практически ни одно доказательство, в том числе свидетельские показания», -- заявила судья. Так, г-жа Колесникова отвергла все заключения экспертов и специалистов, которые касались в основном налоговых преступлений. По мнению судьи, во многих из этих документов давалась правовая оценка ситуации, а это «может делать только суд». «Защита не наделена правом сбора доказательств путем обращения к специалистам», -- сказала судья. В ходе судебного следствия адвокаты обращали внимание на допущенные Генпрокуратурой нарушения закона об адвокатуре, когда были проведены обыски в офисе адвокатского бюро «АЛМ-Фельдманс», где работает защитник Ходорковского Антон Дрель. Но суд не нашел и в этом ничего противозаконного. Во-первых, тогда в прокуратуре «не знали», что это офис адвоката, а во-вторых, никто из работавших там юристов «не изъявил желания присутствовать во время проведения обыска».
Одним из основных аргументов обвинения стало то, что Ходорковский и Лебедев занимали руководящие посты в структурах «Менатепа» и ЮКОСа и, реализуя свои «преступные» замыслы, отдавали приказы своим подчиненным. При этом их должности были зафиксированы в трудовых книжках. Защита, в свою очередь, обратила внимание суда на то, что в трудовых книжках нет таких записей, когда совершение предполагаемого преступления совпадало бы с соответствующей должностью в ЮКОСе или в «Менатепе». Но суд отмел и это, посчитав, что на этих постах можно было работать и без занесения в трудовую книжку.
Как следует из приговора, пока адвокатам Ходорковского и Лебедева за год работы в суде удалось добиться лишь устранения технических ошибок, когда были неправильно указаны город или дата проведения обысков в протоколах. Но, по мнению суда, это не повод, чтобы признать такие доказательства недопустимыми.
Вчера суд посвятил чтениям в общей сложности три часа, а потом объявил перерыв до 31 мая. Адвокаты только разводили руками, и лишь канадский адвокат Ходорковского Роберт Амстердам заявил, что это «очень печальный день для всей России». Впрочем, таких "печальных дней" для России явно будет еще много.
Екатерина БУТОРИНА