|
|
N°93, 30 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Многоточие перспектив
Организация выставок не единственная форма общения Фонда Соломона Р. Гуггенхайма с отечественной культурой. О других путях сотрудничества обозревателю газеты рассказал советник Фонда Гуггенхайма в России Семен МИХАЙЛОВСКИЙ.
-- Насколько Фонду Соломона Р. Гуггенхайма важна работа с российским искусством?
-- Фонд Гуггенхайма -- единственная международная (в смысле сети музеев в разных странах) институция, работающая с современным искусством. Без русского авангарда невозможно представить себе историю искусства XX века. В 1926 году Соломон Гуггенхайм встретился с Василием Кандинским в Дессау и купил у него две работы. Сегодня в Музее Гуггенхайма более 75 работ Кандинского. Коллекция русского авангарда постоянно растет. Активные контакты с Россией поддерживаются благодаря неутомимой деятельности европейского представителя фонда Ника Ильина, для которого Россия вторая родина. Директор фонда Томас Кренц также имеет русские корни.
Первым крупным представлением русского искусства в Америке была выставка коллекции Георгия Костаки. Потом была «Великая Утопия». За этой выставкой последовали «Амазонки русского авангарда», «Казимир Малевич. Супрематизм». В 2000 году был подписан договор о сотрудничестве Гуггенхайма с Эрмитажем и Минкультом. В Лас-Вегасе открылся выставочный зал Гуггенхайм--Эрмитаж. Проектировал его прославленный европейский архитектор Рэм Колхас. Сотрудничество Гуггенхайм--Эрмитаж обоюдовыгодно. Для Гуггенхайма важно собрание Эрмитажа. Эрмитажу же в свою очередь полезен эффективный менеджмент и расширение коллекции современного искусства. Из совместных крупных проектов последних лет стоит отметить персональную выставку Ильи Кабакова в Петербурге, организованную совместно с московской Stella Art Gallery.
-- Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сформулировал два пути сотрудничества с фондом: помощь в выстраивании правильного менеджмента в реконструкции восточного крыла Главного штаба, переданного Эрмитажу, и помощь в формировании коллекции и выстраивании политики в области современного искусства. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о реализации этой программы.
-- Сегодня решается вопрос о формате участия фонда в реконструкции восточного крыла Главного штаба. Как вы знаете, какое-то время назад Всемирный банк провел тендер архитектурных бюро. В конкурсе участвовал построивший зал Гуггенхайм--Эрмитаж в Лас-Вегасе Рэм Колхас, но проиграл. Победила питерская «Студия 44». Мудрый Пиотровский решил оставить Колхаса в качестве консультанта Эрмитажа. Колхас оказался оппонентом «Студии 44», что подтвердила недавняя выставка проектных предложений колхасовских бюро ОМА/АМО и «Студии 44» в московском Музее архитектуры. «Студия 44» связывает пять дворов анфиладой выставочных залов и висячих садов. ОМА/АМО предлагают более гибкий подход, с возможностью постепенного освоения здания. Там все строится на смене впечатлений, на неожиданных пространственных эффектах. Как мне кажется, здание действительно может стать матрицей, позволяющей работать с разными пространствами, в разных измерениях, с разными уровнями защиты.
-- Что конкретно вы имеете в виду?
-- В здании восточного крыла Главного штаба должен быть фрагмент, связанный с современным искусством, связанный с Фондом Гуггенхайма. До конца года мы должны представить концепцию экспонирования и формирования коллекции современного искусства.
-- Этот фрагмент сделает Колхас?
-- Пока вопрос не решен. Замечу лишь, что Рэм Колхас никогда не участвовал в Венецианской биеннале. Сейчас он впервые откликнулся на предложение куратора Розы Мартинес участвовать в основной экспозиции биеннале именно с петербургским проектом. Он выступит в роли не только архитектора, но и философа, рассуждающего о музейной инфраструктуре.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ