|
|
N°93, 30 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Артикуляция воодушевления
В Москве представлен грандиозный выставочный проект
Сегодня в ИТАР-ТАСС пройдет пресс-конференция с участием директоров крупнейших российских музеев (Эрмитажа, Русского, Третьяковки, музеев Кремля), а также руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, посвященная открытию в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке выставки "Россия!", приуроченной к 60-летию образования Организации Объединенных Наций. Это самый грандиозный проект «музейной дипломатии» нынешнего года. Он стоит 4 млн долл. Накануне официальной презентации выставки вашему обозревателю удалось побеседовать на ярмарке «Арт-Москва» с приехавшим в столицу европейским представителем Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Николасом Ильиным. Он рассказал о том, как родилась идея выставки и в чем заключается эта идея. Оказывается, родителями «России!» являются директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томас Кренц и руководитель ФАКК Михаил Швыдкой. Придумали они ее погожим летним деньком в 2003 году, сидя на террасе венецианского Музея Пегги Гуггенхайм и обсуждая перспективы и формы сотрудничества Фонда Соломона Р. Гуггенхайма с российской культурой. Решено было скорректировать имидж российского искусства в глазах американцев. Ведь знания о российской истории искусств традиционно ограничиваются авангардом 1910--20-х годов и древней иконописью (и то о ней имеют представление лишь самые просвещенные). Восполнить пробелы и представить историю российского искусства как процесс и тенденции поможет новая «Россия!» (без порядковых номеров, как у альтернативщика Гельмана, зато с артикуляцией воодушевления -- восклицательным знаком).
Николас Ильин рассказал, что участвующие в выставке крупнейшие музеи России своими шедеврами обозначили пройденную историческую дистанцию длиной в девять -- от XII до XX -- веков, от иконописи до концептуализма. Включающая 250 шедевров краткая история русского искусства, над которой трудятся российско-американская команда кураторов и модный французский дизайнер Жак Гранж, будет выставлена в главном здании нью-йоркского Музея Гуггенхайма. Приятным дополнением-бонусом окажется смотр коллекций крупнейших российских собирателей западного искусства, от Петра Великого до Морозова и Щукина. Одновременно Томас Кренц ведет переговоры с некоммерческим фондом в галерейном районе Челси об организации там выставки новейшего искусства России (пока предложена схема: пять русских галерей привезут работы пяти своих художников, итого 25 участников). А для того чтобы экспансия русского искусства в Америку приняла композицию идеального триптиха, в Музее Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе покажут древности музеев Кремля.
Николас Ильин назвал и основных меценатов выставки. Это Благотворительный фонд Владимира Потанина, алюминиевый концерн Alcoa и российское Федеральное агентство по культуре и кинематографии. У организаторов проекта большая надежда, что на сентябрьский вернисаж, совпадающий со сроками проведения в Нью-Йорке юбилейной сессии ООН пожалует президент РФ Владимир Путин.
Сергей ХАЧАТУРОВ