|
|
N°96, 02 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Прошлое лето научило всех быть более ответственными»
Марина ЧЕКУРОВА, возглавившая недавно банк «Нефтяной», обладает уникальным опытом. В течение нескольких лет она работала в Агентстве по реструктуризации кредитных организаций, занимаясь финансовым оздоровлением банков, пострадавших во время кризиса 1998 года, посредством развития их бизнеса. Теперь ей предстоит вернуть «Нефтяной» на утраченные им в последний год позиции в рейтингах, разработав стратегию развития бизнеса. Банк пока не вступил в систему страхования вкладов, а команда г-жи Чекуровой основным вектором его развития видит кредитование среднего и малого бизнеса. В интервью «Времени банков» Марина Чекурова делится своими оценками тех перемен, которые произошли на рынке после прошлогоднего кризиса.
-- Складывается впечатление, что введение системы страхования вкладов стимулировало у банков более системный, осознанный подход к розничному бизнесу. Так ли это? Как будет развиваться этот рынок? Есть ли на нем место тем восьми с лишним сотням банков, что приняты в систему страхования?
-- Введение системы страхования вкладов оказалось своевременным в первую очередь потому, что наступил момент истины для столь высококонкурентного рынка, как привлечение частных вкладов. Система страхования явилась своего рода лакмусовой бумажкой, которая выявила концентрацию желания и возможности банков работать в этом сложном сегменте. Стала предлогом разделиться банкам на тех, кто видит своего клиента в привлечении средств граждан или исключительно в лице предприятий и организаций. Отказ банка от работы с физическими лицами вовсе не является признаком его нездоровья -- просто у его владельцев и менеджеров другие цели и задачи.
Что же касается осознанного подхода... Знаете, когда вам каждый день нужно что-то делать, чтобы заработать денег, волей-неволей станешь совершать осознанные действия. Поэтому на фоне падения доходности банковского бизнеса и плотности конкурентной среды банкам приходится «вертеться» и предлагать потребителю все более совершенные и многофункциональные продукты просто для того, чтобы не выпасть с рынка. Как у Кэрролла -- чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать...
Парадокс ситуации состоит в том, что при высокой степени конкуренции банки разного калибра могут совершенно спокойно сосуществовать на рынке привлечения депозитов частных лиц. Скажем, есть маленький банк в районном центре Кабардино-Балкарии. Его из Москвы и не видно вовсе. Но именно в нем держат свои пенсии местные пенсионеры, через него проходят коммунальные платежи, именно там получают детские пособия и переводы от близких... По меркам двадцатки крупнейших эта овчинка выделки не стоит -- бизнес-процессы, работа в онлайне, овердрафт, телебанк и т.д. и т.п. Дороже устанавливать. А этот «как-то там» банк живет и развивается, и рабочие места предоставляет людям с высшим и средним образованием, и инфраструктурные обязанности для государства выполняет. И что еще более интересно -- он вполне жизнеспособен и многих «тяжеловесов» может пережить. Так что места на рынке очень для многих хватит. Тут самое главное не лениться.
-- Удовлетворительными ли темпами идет процесс укрупнения в банковском секторе? Почему мы пока не видим действительно крупных сделок, которые бы меняли расстановку сил на рынке?
-- Приобретение Внешторгбанком Гута-банка прошлым летом -- одна из мегасделок, и она также увеличила отрыв этого банка от других, как недавнее голосование на конкурсе Евровидения выделило певицу из Греции из числа остальных соискателей.
Крупные сделки, я думаю, еще впереди. Они могут поменять расклад сил в банковских рейтингах в позициях от 30-й до 150-й крупнейших банков России. Просто те процессы, которые сейчас только начинаются -- объединение российских банков, приобретение пакетов акций наших банков иностранными, -- проявятся лишь к концу этого года.
-- Какие бы вы выделили основные последствия прошлогоднего "кризиса доверия" -- в действиях банков, регуляторов, поведении клиентов?
-- Прошлое лето научило всех быть более ответственными. Банки должны думать о «скелетах в шкафах», даже если эти «скелеты» принадлежат бывшим владельцам или топ-менеджерам банка. Регуляторы, несомненно, ощутили ценность своих слов. И в прямом, и в переносном смысле. Клиенты же, к сожалению, лишний раз убедились, что спокойствие им пока не гарантировано.
Стоит все же отметить, что в настоящее время происходят отзывы лицензий у банков. В прошлом году было отозвано около 30 лицензий -- при этом панику на рынке вызвал только Содбизнесбанк. Хочется верить, что денежные власти сделали из прошлого урока правильный вывод и производят «расчистку леса» сдержанно и не бряцая оружием. А банковское сообщество отвечает сдержанностью и отсутствием спекуляций на тему отзыва лицензий.
|