|
|
N°93, 30 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чеченский рок: Басаев и "Ночные снайперы"
Сведение российской политики к набору "проектов", сочиняемых в тиши кабинетов, приводит к тому, что вместо реагирования на реальные политические процессы мы имеем нескончаемый сюрреалистический перформанс.
В ходе недавней встречи российских рокеров с заместителем главы администрации президента Владиславом Сурковым родилась идея провести рок-фестиваль в Грозном. На днях появилась информация о его возможных участниках. Среди них вполне популярные в народе группы "Би-2", "ДДТ", "Ночные снайперы". Кроме рок-фестиваля рекламировать мирную жизнь в Чечне призваны еще два "подковерных" проекта -- создание аквапарка в Гудермесе (капсулу в основание фундамента закладывали Рамзан Кадыров и Ксюша Собчак, которых, конечно, правильно было бы поженить в рекламных целях), а также агитпоезд, который стартует из Владивостока и будет ездить по всей России, знакомя специально собранную на вокзалы публику с чеченской поэзией.
Сразу оговорюсь: я очень хорошо отношусь к чеченской поэзии и рок-фестивалям, хотя, конечно, выступление именно в городе Грозном именно сейчас группы с названием "Ночные снайперы" не может не рождать совершенно определенных ассоциаций. Но на беду организаторов промоушна мирной Чечни в другом цехе этой фабрики грез работает вполне конкурентоспособный "специалист" -- кровавый Шамиль Басаев. Практически в тот самый момент, как мы узнали о рок-фестивале в Грозном и агитпоезде, наполненном чеченскими стихами, этот человек взял на себя ответственность за массовое отключение света в Москве и за пожар в столичном Театре имени Станиславского. То есть прорекламировал совершенно иную Чечню.
Проблема в том, что аквапарк в Гудермесе и рок-н-ролл в Грозном сами по себе не доказывают наличие в Чечне мира и стабильности. Например, грозненская футбольная команда "Терек" пока почему-то не решается проводить матчи чемпионата страны в Грозном, предпочитая невинный Пятигорск. То есть здесь мы имеем дело с пиаром несуществующей реальности. Зато Шамиль Басаев, причастность которого к затемнению Москвы и возгоранию столичного очага культуры достоверно доказать невозможно, пиарит себя на вполне существующей реальности -- света в Москве действительно не было, а театр погорел.
Чеченский рок-фестиваль и поэтический агитпоезд, несомненно, выглядели бы гораздо убедительнее, если бы, например, Рамзан Кадыров сдержал публично данное российской прессе обещание (за язык ведь никто не тянул) убить Басаева к 9 мая 2005 года. Если бы футбольный "Терек" играл домашние матчи в том городе, который представляет. Если бы наконец был подписан внятный и реально выполнимый договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Чечней. Если бы там не было федеральных войск в таком количестве, в каком их не бывает в мирных регионах.
Пиар позитива -- вещь сама по себе замечательная, но бессмысленная. Это мы еще по Советскому Союзу хорошо знаем. Там власть постоянно занималась тем же самым -- в том числе и в горячих точках. Войну в Афганистане советский народ видел по телевизору как нескончаемую череду подарков наших солдат афганским детям и вечную побелку деревьев в ухоженных военных городках. Уже потом страна официально узнала о почти пятнадцати тысячах непонятно за что погибших соотечественников, хотя неофициально прекрасно знала об этом и раньше -- смерть сына от соседей не утаишь.
Нынешнее чеченское руководство лучше всего поддержит не рок-фестиваль и аквапарк, а создание в республике десятков тысяч рабочих мест и прекращение терактов. Для рекламы позитивных перемен прежде всего нужны сами позитивные перемены, а уже потом рекламные агенты и креативные продюсеры. Политика без рекламы, может быть, и неэффективна. Но в том, насколько неэффективна реклама без политики, россияне убедились на собственном опыте. Одной страны, где власть подменяла практическую политику политическим самопиаром, на нашем веку уже не стало.
Семен Новопрудский