Время новостей
     N°93, 30 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2005
Свинарка и майор
Социальной адаптацией российских военных занимаются их вчерашние противники
Каждый год из российских вооруженных сил увольняется в запас от 30 до 50 тыс. офицеров. И хотя это образованные (у многих за плечами по два вуза), дисциплинированные люди, подыскать работу оказывается для них делом весьма сложным -- ситуация на рынке труда складывается не в пользу военнослужащих.

Некоторое время назад милиция отмечала даже участие бывших военных в криминальных структурах, причем не на последних ролях -- сказывались организационные, командные навыки. Но даже при этих тревожных сигналах российское руководство, захваченное многочисленными реформами, обходило стороной трудоустройство бывших военных. Не финансируется целевая программа социальной адаптации служивых людей и сегодня. Это бремя вот уже более десяти лет несут, как это ни странно звучит, зарубежные партнеры России. Причем преобладают среди них бывшие противники -- страны НАТО.

Международное спонсорство в этой области стартовало с началом перестройки и до сего дня идет довольно успешно -- одни программы завершаются, начинаются другие. Рука дающего не оскудевает. Одно из последних таких предприятий -- Центр социальной адаптации военнослужащих Россия--НАТО -- было образовано в 2002 году и вскоре стало головной организацией в этой области в российском военном ведомстве. Заместитель министра обороны по кадрам направил в войска письмо, в котором рекомендовал командирам использовать возможности центра, а положение о нем утвердил начальник главного управления воспитательной работы.

Начальник центра генерал-полковник в отставке Леонид Майоров рассказал обозревателю «Времени новостей», что на их сайт ежемесячно обращается более 2 тыс. человек, центром подготовлено около 400 специалистов в области социальной адаптации, которые работают в органах исполнительной власти на местах, более 65 тыс. бывших военных получили консультации.

Филиалы центра работают в пяти военных округах и на Балтийском флоте. В 12 точках страны организованы курсы переподготовки, которые выпускают около 300 специалистов в год. Условия вполне приемлемые: на переподготовку принимаются офицеры за год до увольнения и в течение трех лет после увольнения из армии. Возраст большой роли не играет -- переучивают даже генералов и адмиралов. Недавно свидетельство о гражданской профессии получил командир атомной подводной лодки. Сфера действия центра с каждым годом расширяется, этому способствует и постоянно растущее финансирование, которое в следующем году достигнет суммы 462 тыс. евро.

Центр Россия--НАТО опроверг бытующее мнение о том, что бывшие офицеры годны лишь в охранники. Есть среди переученных успешные специалисты аудита, гостиничного и туристического бизнеса, главные бухгалтера и начальники складов. О юристах и врачах вообще речь не идет. Более шестисот офицеров, прошедших переподготовку в центре, получили работу с окладом от 500 до 1500 долл. Получив опыт, некоторые открыли собственное дело. Но все это казалось руководству центра и их коллегам из экономического департамента Североатлантического альянса недостаточным, поскольку прошедшие обучение отставники далеко не всегда находили работу.

И вот в конце прошлой недели заинтересованные стороны провели в Ногинске Московской области на базе филиала Центра Россия--НАТО «круглый стол», чтобы обсудить новое направление работы -- переход бывших офицеров в гражданскую жизнь через организацию предприятий малого и среднего бизнеса. В стране действует программа поддержки малого предпринимательства, правительство выпустило постановление о поддержке бизнес-инкубаторов, наукоемкие и инновационные предприятия получают кредиты, в процесс потихоньку включаются лизинговые и залоговые компании.

Начать приобщение к малому бизнесу вчерашних военных решено с самой «милитаризованной» области -- Московской. Здесь, пожалуй, наибольшая по стране концентрация воинских частей. Кроме того, на малый и средний бизнес здесь приходится 26% предприятий, 23% товаров и услуг (по стране 10--12%), в этом секторе занято 540 тыс. человек. Военнослужащие создали в области ряд предприятий в форме юридических лиц и получают поддержку правительства региона. Губернатор области Борис Громов распорядился выделять бюджетные кредиты. Особенно малым предприятиям, создаваемым на территории освобождаемых военных городков. Первый вот-вот будет открыт в Одинцовском районе. Областной комитет по предпринимательству уже выделил средства. Таким предприятиям, кроме того, будет даваться в аренду оборудование.

Российский рынок труда задыхается без опытных управленцев. Хотя, конечно, управление боевым подразделением и управление производством вещи разные, но много в них и сходного. Исходя из этого, Германия организовала переподготовку 2,5 тыс. российских управленцев. Эта программа будет действовать до 2007 года. На «круглом столе» второй секретарь представительства Германии при НАТО Майкл де Мулинер рассказал об исследованиях, проведенным Всемирным банком в области малого и среднего предпринимательства в России. Из результатов этого исследования ясно, что у нас процветает бюрократия, которая тормозит регистрацию новых предприятий и выдачу лицензий. У организаторов часто не хватает экономических и технических знаний. А главное -- очень затруднен доступ к финансовым ресурсам. И хотя в Госдуме лежит проект закона, который призван облегчить положение в сфере малого и среднего бизнеса, германская сторона выделила 50 млн евро для кредитования малых и средних предприятий. Любое малое предприятие, если, конечно, оно не занимается торговлей оружием и алкоголем, может претендовать на кредит 125 тыс. евро сроком до четырех лет.

В 60-х годах прошлого века, во время «хрущевской» оттепели и сокращения 1,2 млн военных, первые полосы многих газет украшал портрет вчерашнего майора по фамилии Чиж, превратившегося в свинаря. Он даже был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Сегодня идти в свинари надобности нет. Среди уволенных из армии и пришедших в бизнес офицеров больше таких, как глава крупной фирмы из Орехова-Зуева Андрей Рудь. Бывший майор Ракетных войск стратегического назначения, служивший под Читой на объекте космической связи, сегодня руководит тремя десятками предприятий, на которых работают полторы тысячи человек. В этот своеобразный холдинг входят загородный комплекс отдыха, охранное предприятие, металлосервис и мастерская по изготовлению мебели, медицинский центр и бюро путешествий, юридическая консультация и магазин. У холдинга свой сайт, здесь выпускают свою газету. С помощью фирмы 1108 бывших военнослужащих обрели жилье. Успешных работников бывший майор интегрирует в учредители фирмы. Но таких примеров пока немного.

По подсчетам Андрея Рудя, для организации одного рабочего места требуется от 5 до 10 тыс. евро. Большие надежды предприниматели возлагают на активно развивающийся в последние годы микрофинансовый сектор. Не имея залога и поручителей, бывшие военные не могут получить доступ к банкам. Микрофинансовые организации, имеющие право привлекать сбережения граждан, готовы взять в залог телевизор или шубу жены офицера и предоставить кредит до 10 тыс. долл. на срок до года. Правда, процентная ставка несколько выше банковской. В России уже действует около 800 таких организаций с общим капиталом в 250 млн долл. Потребности же в микрофинансировании -- 15 млрд долл. Есть уже примеры обращения военнослужащих в такие организации. Бывший полковник, как рассказали на «круглом столе», взял кредит и купил пекарню. Деньги вернул через три месяца. Сейчас он владеет уже тремя пекарнями.

Военные комиссариаты, союзы командиров воинских частей, союзы предпринимателей из бывших офицеров -- все это крепнущие звенья единой цепочки социальной адаптации уволенных военнослужащих. Главный итог их работы -- снижение социальной напряженности внутри страны. Сегодня уже никто не пугает народ военным переворотом и захватом «хунтой» ядерной кнопки. Российские офицеры и натовцы не смотрят друг на друга сквозь прорезь прицела. Радикально поменялся во многом благодаря таким мирным программам и имидж Альянса. Однако партнеры из НАТО все чаще задаются вопросом, почему Россия, имеющая профицит бюджета в 60 млрд долл., совсем не вкладывает денег в социальную адаптацию собственных военнослужащих. В очередной раз этот вопрос прозвучал и на «круглом столе» в Ногинске. И в очередной раз остался без ответа.

Николай ПОРОСКОВ