|
|
N°92, 27 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Андрей Ищук: Россия должна защищать свои интересы на всем постсоветском пространстве
25 мая в Баку открыли первый участок нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД). Магистраль рассчитана на ежегодную транспортировку 50 млн тонн нефти. С началом работы нефтепровода в очередной раз существенно меняется геополитический расклад в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировку этих объемов нефти и соответственно влияние в регионе могла взять на себя Россия. Почему этого не произошло? Какие проблемы в международных отношениях с ближайшими соседями пока не может решить российское государство? С этими вопросами мы обратились к члену Совета Федерации, заместителю председателя комитета по делам СНГ Андрею Георгиевичу ИЩУКУ.
-- Америка в очередной раз очень технично смогла продавить свои интересы. Нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан нужен России как телеге пятое колесо. Естественно, перераспределение такого серьезного нефтяного потока приведет к ослаблению российского влияния на большом географическом и политическом пространстве.
Особо стоит подчеркнуть, что пространство это крайне нестабильно. Не урегулированы отношения между Азербайджаном и Арменией. Постоянно пытается активизировать свою роль Грузия. В самом выигрышном положении оказывается Казахстан, руководство которого успешно справляется с проведением жесткой, но не конфронтационной политики по отношению к соседним государствам.
Решение о строительстве нефтепровода было принято еще в 1994 году, и у России было достаточно времени для направления ситуации в нужное русло. Однако сил не хватило. В итоге мы получили на большом участке государственной границы тотальный контроль со стороны США. Следствием этого контроля непременно окажется вмешательство во внутренние дела не только добывающих, но и транзитных государств. В том числе Грузии.
Недаром так обострилась проблема вывода российских военных баз из Грузии. Именно там, где сейчас дислоцированы наши военные, Америка планирует разместить свой воинский контингент. Правительство США уже объявило о готовности потратить 100 млн долл. на проект охраны каспийской зоны.
-- Не кажется ли вам, что отношения России и Грузии окончательно зашли в тупик?
-- Наше соседство имеет слишком давнюю историю. У нас больше общего, чем разного. Не признавать этого глупо. Грузия -- страна, в которой искони принято уважать прошлое. Чтить память предков, в том числе отдавших свои жизни за мир на планете. Переписать историю невозможно. Разорвать налаженные торговые, транспортные, культурные отношения -- абсолютная глупость. И глупость эта невыгодна прежде всего грузинской стороне.
-- Как и когда все же решится вопрос о выводе грузинских военных баз?
-- Российская сторона неоднократно заявляла на разных уровнях, в том числе и самом высшем, что не выведет базы ни по грузинскому, ни по американскому сценарию. Вопрос должен решаться путем переговоров. Нужно найти решение многих вопросов: финансовых, организационных, политических. Что и делается. Заявления грузинских руководителей о необходимости ускорения этого процесса никак не подкрепляются практическими делами. Говорить можно о чем угодно, но при этом желательно не забывать, что тебя слышат не только на Западе, но и в своей стране. Твои избиратели, в частности. Не думаю, что вопрос о выводе российских военных баз главный для грузинского народа. У него много более насущных проблем. В том числе необходимость иметь работу. Вряд ли заокеанские партнеры готовы создавать для Грузии рабочие места.
-- А Россия готова?
-- У Грузии есть достаточно способов для привлечения российских инвестиций. В том числе средств крупного бизнеса. Грузия не имеет сырьевых источников. Она не может обеспечить себя электроэнергией. Ее транспортные возможности крайне ограничены и сильно запущены в техническом отношении. Уверен, что и российским энергетикам, и железнодорожникам, и промышленникам есть что предложить грузинской стороне.
-- Вы имеете в виду страны Балтии? Как, на ваш взгляд, будут развиваться наши дальнейшие отношения?
-- Уверен, что какие бы усилия ни прикладывали отдельные балтийские политики к разрыву связей с Россией, ничего из этого не получится. Территориальные претензии, периодически предъявляемые к российской стороне, абсолютно беспочвенны. К тому же эскалация этих вопросов может привести к дестабилизации ситуации. У нас тоже есть понимание об исторических землях и исконных русских территориях. Но у нас также есть уважение к нормам международного права. Которого, похоже, абсолютно нет у латышских руководителей. С одной стороны, они требуют признать «оккупационным» периодом большую часть своей прежней истории и готовы вычеркнуть прошлое целого поколения, с другой -- заявляют о своем праве на российские земли. Эта политика двойных стандартов. И отвечать на нее мы обязаны адекватно. Ресурсов для этого у нас достаточно.
-- Но ведь и у Запада их немало.
-- Надо понять, что у Запада и России разные геостратегические интересы. И это абсолютно нормально. Что бы ни заявляли заокеанские политики, главная их задача -- разделить Россию и Европу. Взять под контроль как можно больше сырьевых ресурсов, а также работу трубопроводных и транспортных систем. Ну не нужна им единая Европа. Тем более создавшая прочные партнерские отношения с Россией. Это нужно понимать и учитывать. Россия должна защищать свои интересы на всем постсоветском пространстве и делать все возможное для их продвижения. И в том числе обязана вести более экспансивную политику в отношении рынков сбыта топлива. Нужно заниматься не только добычей, но и маркетингом, технологией, логистикой. Думать на шаг вперед, а не на два назад. Пока, к сожалению, мы отыгрываем ситуации. Вместо того, чтобы их прогнозировать.
-- Кстати, о прогнозах. Нужно ли ожидать продолжения «цветных» революций?
-- Возможность экспорта «цветных» революций действительно очень велика. Дело в том, что политика Запада в Восточной Европе в значительной степени является политикой ограничения и даже изоляции России. К этому надо относиться спокойно, не забывая о том, что такой курс для нас неприемлем. Изоляция России -- один из способов сделать действия российских властей предсказуемыми, поставить российское руководство под контроль. И на эту стратегию мы обязаны ответить не конфронтационной, но достаточно жесткой и последовательной стратегией.
У нас есть достаточно способов воздействия. Это и работа межпарламентских комиссий, и организация российских образовательных центров в странах бывшего Союза, и пропаганда русского языка. Если мы хотим жить в стабильном и предсказуемом мире, мы должны принимать серьезные усилия к его организации. Сегодня побеждает тот, кто умеет стратегически мыслить. Мы обязаны вести экспансивную политику в отношении мировых рынков сбыта топлива. Пора научиться играть на опережение, а не подсчитывать убытки от потерь.
При этом нельзя забывать, что окружающие нас государства вполне самостоятельны. И народ вправе выбирать себе образ жизни. Второй вопрос, всегда ли можно считать этот выбор действительным волеизъявлением граждан. Непродуманная раскачка ситуации, особенно в республиках Средней Азии, может привести к эскалации международных конфликтов. А вот это уж точно не надо ни США, ни Европе, ни миру в целом.
-- И все-таки пример Украины и Грузии заразителен для соседей. В том числе для Белоруссии.
-- Уверен, что у народа Белоруссии достаточно мудрости, чтобы разобраться в причинах и следствиях. Причины интереса США к Белоруссии абсолютно понятны -- это последняя пограничная территория между Россией и Западной Европой, которая не взята под контроль. Считать, что вместе с «цветной» революцией в Белоруссию придут западные инвестиции, глупо. Гораздо скорее они придут и уже идут с российской стороны. В том числе от транзита нефти и газа.
Что касается примера Украины, революционная эйфория там, похоже, кончается. Наступили обычные будни. Перед правительством Украины встал вопрос не как позвать народ на улицу, а как создать ему достойный уровень жизни. Пока получается не очень. Растут цены, раскручиваются инфляционные процессы. Нет внятной внешней политики, кроме активного желания дружить с США. Дружить можно с кем угодно, но надо не забывать, что у России с Украиной общая граница. В том числе и на Черном море. И использовать его акваторию исключительно в интересах Запада Россия не позволит.
Беседовал Сергей СОКОЛОВ