|
|
N°92, 27 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без срока давности
Австрийский пенсионер, требующий признать его авторство логотипа Volkswagen, не добрался до суда
Торговый суд Вены вчера отложил начало слушаний дела об авторских правах на логотип автомобиля и концерна Volkswagen. Истец, 85-летний тиролец по имени Николас Борг, не явился на открытие суда по причине плохого самочувствия. Борг обвиняет кузницу «народного автомобиля» из немецкого Вольфсбурга в незаконном присвоении знаменитого логотипа VW. Тиролец утверждает, что его автором был он сам.
По версии событий почти семидесятилетней давности, которую Николас Борг направил в суд, после присоединения Австрии к Третьему рейху в 1938 году он, еще совсем молодой художник-график, получил от рейхсминистра труда и инспектора германского дорожного транспорта Фрица Тодта заказ на изготовление логотипа строившегося тогда завода Volkswagen. Это было как раз в 1939 году, припоминает истец из Тироля.
На заводе -- производителе самых популярных немецких автомобилей к неожиданному иску австрийца отнеслись с человеческим пониманием: кто же не хочет отсудить у глобального концерна миллиард-другой в свою пользу. Вместе с тем представитель концерна, подключившийся к установлению истины, докопался, что логотип VW используется на продукции с 1938 года, что несложно доказать. Равно как и тот факт, что данный значок был получен от Porsche. И вообще, кто конкретно придумал скрестить эти две начальные буквы корней немецкого сложносоставного слова, никому не известно.
Все совсем не так, заявляет Борг. В свое время он создал несколько проектов логотипа, содержавшего букву «W» с наложенной на нее «V». Свои эскизы он направил на завод в Вольсфбург. В ответном письме из фирмы Volkswagen художнику ответили, что начало выпуска автомобилей для германского народа переносится и откладывается до «окончательной победы». Правда, в 1943 году, как вспомнил теперь Николас Борг, он случайно увидел придуманный им логотип на военном автомобиле вермахта.
Во всей этой истории любопытным остается также то обстоятельство, что Борг, тиролец немецко-шведского происхождения, не требует от немецкого концерна ни цента денежных компенсаций. В своем иске он указывает, что главное для него -- это установление исторической справедливости. А для того, чтобы она наконец восторжествовала, ему достаточно, чтобы служба по связям с общественностью концерна Volkswagen выпустила совместное с ним, Боргом, сообщение для прессы с его версией истории логотипа «народного автомобиля».
Справедливости ради необходимо заметить, что концерн со своей стороны предпринял определенный жест доброй воли: старику предложили включить его письмо с требованием в отношении авторства на логотип в качестве официального экспоната в музей Volkswagen. Но Борг заподозрил, что к нему хотят отнестись как к экспонату кунсткамеры, и отказался от первого намека на готовность VW к внесудебному решению. «Этого нам слишком мало», -- заявил адвокат Борга.
Тогда в начале января истцу была предложена встреча со «штатным историком» предприятия. Который, скорее всего, и должен был поскорее полюбовно уладить дело с тирольцем, видимо, довольно простым способом, известным истории еще издревле, с тех самых времен, как на свете появились деньги. Однако Борг, страдающий тяжелым сердечным недугом, так и не встретился с миссионером-историком. Его адвокат Майнхард Циреза в этой связи негодует: «Мой подзащитный был согласен на встречу. До сих пор ждем реакции». Теперь, когда дело о логотипе VW закрутилось в казенной инстанции, адвокат Циреза заявляет: «Главное, чего добивается мой подзащитный, это установление исторической правды».
Юрий ШПАКОВ