|
|
N°91, 26 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Искусство выиграло вчистую
Обнадеживающие тенденции «Арт-Москвы»
IX выставка-ярмарка «Арт-Москва» подтвердила: современное искусство -- штука прибыльная, модная и престижная. В качественном отношении нынешняя ярмарка превосходит все предыдущие. Шляясь от стенда к стенду российских и западных галерей, пожалуй, впервые испытал синдром коллекционера. Ах, были бы деньги, купил бы это, и это, и это. Уровень предлагаемого разными галереями товара отменный. К высокой планке менеджмента тянутся все: грамотность экспозиции «Файн-Арт», VP Studio, других московских галерей мало чем уступает эталонной для столицы Stella Art; работающая с трендом неоакадемизма питерская галерея «Д 137» даст фору работающей с тем же трендом московской «Айдан».
Приглянулись хорошие инсталляции, объекты, фаворитами среди которых считаю представленный американской галереей «I -- 20» объект Питера Саркисяна (Peter Sarkisian). Это обычное ведро, заполненное водой. Вода кипит и пузырится, и цвет ее малахитовый, будто в алхимической реторте. И только присмотревшись внимательнее, замечаешь, что процесс этот чистейшая симуляция: на спокойную воду в ведре проецируется сверху видеофильм с бульканьем и зеленым свечением. Чистейший обман зрения и слуха -- искусство для искусства.
Мейнстримом нынешней «Арт-Москвы» стала красивая, дорого сделанная живопись. Ею торгуют и российские, и западные галереи. Вот наблюдение: модные, раскрученные российские художники представлены не только отечественными, но и европейскими галереями. Там и сям, и на русских, и на французских, и на немецких стендах мелькают работы Мамышева-Монро, Кошлякова, Айдан Салаховой, Дубосарского с Виноградовым, Шеховцова. Современное российское искусство востребовано и любимо Европой. Так держать.
Диапазон цен «Арт-Москвы» таков. Работы мэтров отечественного современного искусства (уровня Кабакова, Захарова, Булатова) стоят в пределах 20--40 тыс. евро. На стенде Stella Art, кстати, выставлен изобретательный объект Вадима Захарова «Баухаустора». Он напоминает древний свиток, который нужно перематывать, вертя деревянные ручки-стержни. Перед глазами прокручиваются архивные фотографии легендарной для мирового конструктивизма (функционализма) немецкой школы Баухаус, созданной и построенной в конце 1910-х -- 1920-е годы Вальтером Гропиусом. Свиток упакован в элегантный деревянный футляр, стилизованный под здание Гропиуса. В пушкинское время такой же вот архитектурный аттракцион-панораму придумал и сделал Василий Садовников, свернув в рулон и упаковав в ящик картинки с Невским проспектом: крути ручку -- мотай кино -- любуйся. Так вот, достигнута договоренность о продаже «Баухаусторы» галереей Stella Art хозяину империи мирового Contemporary Art -- Музею Соломона Гуггенхайма за цену, превышающую 35 тыс. евро. Это одна из сенсаций «Арт-Москвы».
Работы молодых, но хорошо зарекомендовавших себя художников продаются по ценам более умеренным, в пределах 3--10 тыс. евро. И это хороший старт и свидетельство престижа профессии. Не зря же лучшие мои друзья-художники желают бросить сегодня надоевшую им работу рекламных менеджеров и веб-дизайнеров и заняться только искусством.
P.S. И все-таки жаль, что коммерческий триумф российского искусства новейшего времени связан пока с обеими столицами. Остальная Россия все еще за скобками.
Сергей ХАЧАТУРОВ