Время новостей
     N°136, 01 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2001
Долгая история
Спецпредставитель президента по правам человека в Чечне Владимир Каламанов считает, что расследование обстоятельств спецоперации в Ассиновской и Серноводске завершится в ближайшее время. Об этом он, вернувшись из республики, сообщил на брифинге. Г-н Каламанов не сомневается, что все виновные будут привлечены к ответственности: «Другого выхода у нас нет». Все материалы пока закрыты, и даже последнее свое совещание с сотрудниками следственных групп спецпред вел за закрытыми дверями, хоть и в присутствии европейских экспертов. По его данным, в связи с делами о зачистках уже есть задержанные, в том числе и среди военнослужащих. Военная и гражданская прокуратуры работают в тесном контакте, причем военная прокуратура «ведет себя агрессивно и наступательно».

По итогам зачисток только на адрес бюро Владимира Каламанова в чеченском селении Знаменское поступило175 жалоб и обращений по фактам различных злоупотреблений со стороны федералов. Правда, несколько десятков из них впоследствии забрали назад сами же заявители. «Заявления в прокуратуру тоже забирали, и сначала я полагал, что это может быть связано с давлением на людей, -- сказал спецпредставитель корреспонденту газеты «Время новостей». -- Но на месте я убедился, что никакого давления не было, очевидно, в отозванных обращениях шла речь о нарушениях, которых не было на самом деле».

Спецпредставитель считает, что недавние крупные зачистки сильно дестабилизировали положение в республике. «К маю этого года нам удалось добиться некоторой нормализации, -- отметил он в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». -- Зачистки почти прекратились. Но в июне--июле снова началось обострение». Из-за этого в Чечню перестали возвращаться беженцы. Между тем миграционный «тромб» в Ингушетии необходимо ликвидировать, хотя принудительное переселение людей обратно в Чечню категорически исключается.

Офис Владимира Каламанова работает на территории Чечни уже около полутора лет. Его сотрудникам удалось, в частности, составить более или менее полный реестр всех пропавших без вести жителей Чечни. За вторую войну их оказалось около тысячи, причем 700 человек сотрудникам бюро уже удалось разыскать -- в большинстве случаев живыми. Для поиска остальных прилагаются все усилия, хотя, по выражению г-на Каламанова, это «долгая история».

Иван СУХОВ