|
|
N°91, 26 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Доверительные отношения между Путиным и фрау Меркель маловероятны»
На земельных выборах в Северном Рейне -- Вестфалии правящая социал-демократическая партия Германии (СДПГ) потерпела серьезное поражение. Таким образом избиратели ответили на социальные реформы правительства Герхарда Шредера. Поскольку доверие к федеральной власти оказалось под вопросом, социал-демократы потребовали провести выборы в бундестаг. Они состоятся в сентябре, на год раньше срока. На вопросы корреспондента "Времени новостей" отвечает Гернот ЭРЛЕР, заместитель председателя фракции СДПГ в бундестаге и координатор германо-российского межгосударственного сотрудничества в правительстве.
-- Под какими лозунгами СДПГ вступает в предвыборную борьбу?
-- Мы решили напрямую спросить избирателей, сохраняется ли прежнее доверие к курсу социальных реформ, начатых правительством Шредера. Мы понимаем, что подобные реформы не могут быть популярны. Но мы сохраним курс на их осуществление, поскольку уверены, что от этого зависит будущее нашего социального государства.
-- Удастся ли избежать болезненных реформ, если в результате осенних выборов федеральное правительство сформирует коалиция христианских демократов (ХДС/ХСС) и либералов (СвДП)?
-- Обе эти оппозиционные партии согласны со многими принципиальными направлениями нашей программы, в ряде случаев мы достигли с оппозицией важных компромиссов. Нам известны, по крайней мере частично, альтернативы, которые предлагает ХДС/ХСС в области здравоохранения, защиты прав наемных работников при их увольнении, тарифной политики, прав профсоюзов и т.п. Программные подходы наших оппонентов уводят далеко в сторону от социальной ответственности. Досрочные парламентские выборы позволят избирателям сопоставить подходы социал-демократов и оппозиции к развитию политики в социальной сфере и сделать свои выводы у избирательных урн.
-- В последнее время в обществе растет понимание того, что глубокие социальные реформы невозможно провести быстро и безболезненно.
-- Разумеется. В качестве самокритики должен признать, что мы сами затянули начало модернизации социальной системы. Нам следовало еще в первый срок нашего пребывания у власти в 1998--2002 годах смелее двигаться в этом направлении. Когда ход реформ начало еще и поджимать время, их непопулярность существенно возросла. Кое-что в наших реформах не срабатывало, что-то буксовало и нуждалось в изменениях. Теперь, как мы считаем, у нас появился шанс определить вместе с избирателями общее направление реформ. Ведь в демократическом обществе выборы существуют не столько для того, чтобы подвести итог пройденному, сколько для того, чтобы наметить путь в будущее. Чтобы вернуть доверие избирателей, нам надо доказать свое превосходство в открытом сопоставлении нашей программы с оппозиционной альтернативой.
-- По оценке Восточного комитета германской экономики, российско-немецкие отношения в последнее время процветают как никогда. Не повлияет ли на них возможная смена власти в Германии и назначение на пост канцлера главы федерального правления ХДС/ХСС в Берлине Ангелы Меркель?
-- Да, сейчас мы переживаем период сближения, какого наша совместная история еще не знала. Во многом это объясняется личным доверием, которое установилось между канцлером Шредером и президентом Путиным. Можно с достаточной степенью уверенности предполагать, что подобные доверительные отношения между российским президентом и федеральным канцлером фрау Меркель не являются столь уж вероятной перспективой. Тем не менее у нас в германо-российских отношениях уже успели сложиться традиции преемственности. Достаточно сказать об общественном сотрудничестве в рамках «Петербургского диалога», мы достигли высокого уровня молодежного обмена. Уверен, что все это должно сохраниться и в будущем.
Мы будем очень сожалеть, если после возможной смены правительства и федерального канцлера в Германии наступит неизбежное охлаждение в отношениях между ведущими политическими деятелями наших стран. Это не принесло бы ничего хорошего для России и Германии, это отрицательно сказалось бы и на взаимоотношениях России с Европой. Ведь стабильность отношений прежде всего создает основу для мира и сотрудничества.
-- Как вы думаете, почему, несмотря на глубокие реформы, которые переживает Россия, популярность президента Владимира Путина остается достаточно высокой?
-- В российском обществе все еще свежи воспоминания об эпохе Ельцина, и это большое политическое подспорье для Путина. Время президентства Бориса Ельцина люди связывали с упадком в экономике, политике, с административным хаосом, ослаблением центральной власти и чиновничьим произволом. Путин укрепил центральную власть и правовые отношения в регионах. Экономический прогресс ведет в последние годы к постоянному росту реальных доходов и повышению уровня жизни россиян. Вместе с тем в последние месяцы мы стали свидетелями того, что российский президент столкнулся с трудностями, сопоставимыми с теми, что испытывает сейчас канцлер Шредер. Я имею в виду решение о монетизации льгот, вызвавшее многочисленные протесты и демонстрации. Известно, что даже самые незначительные попытки изменения социальных систем сопряжены с массовыми проявлениями общественного недовольства.
-- Вы считаете, что людей в России больше волнует материальное благополучие, чем высокая политика?
-- Я бы даже взял на себя смелость утверждать, что в России существует негласный общественный договор. Общество принимает то, что считает правильным президент Путин, скажем, в отношении чеченского конфликта, подавления терроризма, создания системы многопартийности. При этом общество требует от президента повышения благосостояния, сохранения привилегий и т.п. И когда Путин усомнился в целесообразности этого договора, инициировав закон о социальной реформе, у него впервые за все время пребывания на посту президента возникли сложности. Социальные реформы -- это горькое лекарство для любого общества.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин