|
|
N°90, 25 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ильхам Алиев: Двери для российских компаний остаются открытыми
На вопросы обозревателя «Времени новостей» Аркадия ДУБНОВА ответил президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ.
-- Какой, по-вашему, будет судьба «северного маршрута», трубопровода Баку--Новороссийск?
-- Мы выступаем за многовекторность маршрутов транзита нефти. Чем больше у Азербайджана будет альтернатив, тем больше возможностей для маневра. Нефтепровод Баку--Новороссийск не выдерживает никакой конкуренции с Баку--Супса (пущенный в эксплуатацию в 1999 году нефтепровод до грузинского порта Супса на Черном море мощностью до 6,5 млн тонн в год. -- Ред.) и тем более с БТД. Транзит нефти по трубе Баку--Новороссийск обходится в 16,64 долл. за тонну, что гораздо выше, чем у конкурентов. Кроме того, в этом нефтепроводе высококачественная нефть смешивается с более дешевой смесью Urals. А по трубе Баку--Супса транспортируется нефть Azeri Lite, более ценная, чем Brent. Несмотря на это, мы готовы и дальше работать на «северном маршруте». Считаем, что при соответствующих коррективах по тарифам со стороны российской «Транснефти», а также при создании «банка качества» (процедура определения количества разных сортов нефти в смеси на выходе из трубопровода. -- Ред.) можно продолжать эффективное сотрудничество по транзиту нашей нефти по трубе Баку--Новороссийск.
-- Возможен ли реверс трубы Баку--Новороссийск?
-- Этот вопрос сейчас начинает обсуждаться, и мы готовы рассмотреть российские предложения на этот счет. Ведь в советское время эта труба строилась для поставок нефти именно в Баку. Тогда Азербайджан добывал только 15--16 млн тонн в год, а в последние годы СССР и того меньше. Между тем мощности по переработке нефти в Азербайджане составляют 22 млн тонн в год.
-- Считаете ли вы возможным участие российских нефтяных компаний в экспорте нефти по БТД?
-- Напомню, что в свое время ЛУКОЙЛу принадлежало 10% акций в БТД, но он затем продал их японской компании. Двери для участия российских компаний в БТД остаются открытыми, ведь это коммерческий проект, хотя некоторые и пытались придать ему политический характер.
-- Как предполагается обеспечивать безопасность трубопровода?
-- Каждая транзитная страна гарантирует безопасность своего участка собственными силами. Мы уверены в том, что сможем обеспечить безопасность на нашем участке, поскольку за все время эксплуатации трубопроводов Баку--Новороссийск и Баку--Супса не было ни одного случая, который поставил бы под сомнение их безопасность.
Беседовал Аркадий ДУБНОВ