|
|
N°90, 25 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"В Ираке созданы все условия"
ЛУКОЙЛ начинает освоение месторождения "Западная Курна-2"
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера в Нью-Йорке сообщил журналистам о перспективах международной деятельности компании. Главная новость -- начинается разработка гигантского месторождения "Западная Курна-2" в Ираке. Г-н Алекперов особо подчеркнул (видимо, в связи с тем, что пресс-конференция проводилась в США), что ЛУКОЙЛ ни на один день не закрывал своего представительства в Багдаде, что, по его мнению, является подтверждением намерений компании начать скорейшую разработку месторождения.
"Сегодня в Ираке созданы все условия, чтобы начать реализацию проекта, -- заявил президент ЛУКОЙЛа. -- В ближайшие дни состоится поездка в Багдад руководителя LUKOIL Overseas Андрея Кузяева, а в конце года может состояться моя поездка". Г-н Алекперов абсолютно уверен, что иракская сторона признает проект действующим, и полагает, что вряд ли Багдад будет пересматривать его условия. Скорее всего, эта уверенность основана на том, что акционером ЛУКОЙЛа в сентябре минувшего года стала американская ConocoPhillips (она собирается в ближайшее время нарастить свой пакет до 20% акций), которая вошла в проект по освоению "Западной Курны-2", купив у ЛУКОЙЛа 17,5-процентную долю (контрольный пакет по-прежнему остался у российской компании). Г-н Алекперов сообщил вчера, что разработка иракского месторождения будет обязательно вестись вместе с ConocoPhillips.
С этой же компанией ЛУКОЙЛ намерен активно осваивать американский рынок. Вчера в Нью-Йорк г-н Алекперов прилетел из Каракаса, где встречался с венесуэльским министром нефти Рафаэлем Рамиресом. Конкретных договоренностей с ним пока нет (решено, что они появятся в конце этого года), говорит глава ЛУКОЙЛа, однако схема взаимоотношений такова. Российская компания намерена заниматься в Венесуэле геологоразведкой и добычей нефти, которая будет поставляться на американские НПЗ, принадлежащие ConocoPhillips. Полученные таким образом нефтепродукты будут реализовываться на американских АЗС ЛУКОЙЛа (их уже более двух тысяч).
ConocoPhillips, по словам г-на Алекперова, выразила готовность к сотрудничеству на таких условиях -- "на коммерческой основе", уточнил он. Кроме того, как уже сообщалось, в южноамериканские порты ЛУКОЙЛ планирует поставлять нефть, добытую в Тимано-Печорской провинции. Поставки компания собирается осуществлять через собственный терминал в Варандее. Для осуществления этого проекта ЛУКОЙЛ и ConocoPhillips еще в сентябре создали СП (30% принадлежит американской компании, 70% -- российской), которое к 2010 году будет добывать около 10 млн тонн нефти в год.
В то же время ЛУКОЙЛ намерен сократить поставки сырья на восточном направлении. Как заявил вчера Интерфаксу представитель РЖД, все компании, кроме государственной "Роснефти", существенно снизили поставки в Китай. Г-н Алекперов, отвечая на вопрос "Времени новостей", подтвердил эту информацию. По его словам, если раньше компания планировала перевезти в эту страну 3 млн тонн в этом году, то в итоге, по его оценке, объем не превысит 2 млн тонн. Объяснение уменьшению объема поставок г-н Алекперов нашел простое: "Наступило лето. Началась навигация на российских реках, а водный транспорт более эффективнее железнодорожного. Плюс к этому были серьезно повышены экспортные пошлины". В результате, говорит глава ЛУКОЙЛа, с точки зрения эффективности стало выгоднее продавать нефть в России и перерабатывать ее на российских НПЗ. "А нефтепродукты выгоднее продавать в другом направлении", -- заявил он.
Впрочем, сообщил Вагит Алекперов, соглашения с жесткими объемами поставок нефти в Китай у ЛУКОЙЛа нет -- оно есть только у "Роснефти". В связи с этим ЛУКОЙЛ, по словам г-на Алекперова, переуступает госкомпании объемы нефти, "чтобы она могла выполнить объемы поставок".
В РЖД говорят, что ЛУКОЙЛ -- не единственная компания, которая снизила объемы экспорта нефти в Китай, подобным образом поступили "Сибнефть" и ЮКОС. Однако получить комментарии от их представителей вчера не удалось.
Николай ГОРЕЛОВ, Нью-Йорк