|
|
N°90, 25 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лондон становится ближе
У Валерия Гергиева скоро прибавится работы
Художественный руководитель Мариинского театра, главный приглашенный дирижер нью-йоркской Метрополитен-оперы и Роттердамской филармонии (а также художественный руководитель нескольких крупных и мелких международных фестивалей, в том числе санкт-петербургского «Звезды белых ночей» и московского «Пасхального») неутомимый Валерий Гергиев в 2007 году вступит в должность главного дирижера Лондонского симфонического оркестра.
К этому моменту нынешний глава London Symphony дирижер Колин Дэвис, занимающий свой пост с 1995 года, уже торжественно отпразднует 80-летний юбилей и станет президентом оркестра. А Гергиеву придется совмещать все свои амбициозные музыкальные проекты, которые проходят почти одновременно в разных частях с двенадцатью ежегодными программами и гастролями, которые по условиям контракта он должен осуществлять в должности главы Лондонского симфонического оркестра. В то же самое время двужильному и сторукому дирижеру еще нужно присматривать за масштабной реконструкцией своего Мариинского театра, которая к 2007 году будет в самом разгаре.
Занятость маэстро не пугает, хотя, по выражению журнала New Yorker, за еще 1998 год он уж и так «несет на себе непропорционально большую часть современного музыкального мира». «Лондон, -- объясняет Гергиев в интервью газете «Таймс», -- гораздо ближе к Санкт-Петербургу, чем Нью-Йорк. Но, конечно, такая нагрузка требует определенной гибкости». Ее-то Гергиев и собирается демонстрировать не только в вопросах формирования собственного расписания, но и в работе с оркестром. Стараясь переубедить тех, кто считает стиль гергиевского художественного руководства слишком авторитарным, он замечает, что «главное в совместной работе оркестра и дирижера -- это приблизиться к замыслу автора».
Между тем Лондонский симфонический, как многие западные оркестры, славится своим демократизмом, возведенным не только в организационный, но и в художественный принцип. В частности, утверждать кандидатуру нового главного дирижера должны были именно музыканты. Они-то и проголосовали за энергичного российского мастера единогласно, не испугавшись ни загруженности своего кандидата, ни его якобы волюнтаризма.
Единственный, кто в этой ситуации теоретически может пострадать, это Мариинский оркестр Валерия Гергиева. Уже сейчас его работа при всем ее качестве иногда кажется сделанной наспех. Так что самому знаменитому российскому дирижеру, возможно, придется скоро не только утрясать расписание, но и придумывать для теряющих убедительность мариинцев выход из положения.
Юлия БЕДЕРОВА