|
|
N°90, 25 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Евродомино
Французы собираются сказать на референдуме «нет»
Чем меньше времени остается до референдума 29 мая, тем очевиднее намерение французов провалить конституцию Евросоюза. По данным социологического центра BVA, 53% опрошенных относятся к евроконституции скептически и хотят голосовать против нее, и только 43% готовы ее поддержать. Лагерь противников далеко не исчерпал свой потенциал и способен прибавить себе еще несколько процентов.
Кто скажет "нет" евроконституции на приближающемся референдуме? Это люди активного возраста, представляющие так называемый средний класс. В большинстве своем они служащие, как государственного, так и частного сектора. Политические пристрастия -- самые широкие. Против общеевропейской конституции выступает большинство левых: социалисты, коммунисты, экологисты и троцкисты. Против нее и ультраправые. Плюс немалая часть просто правых и центристов.
Тем не менее парижская пресса убеждена, что лагерь «Да!» способен победить на референдуме. Слишком уж велико давление на общественное мнение со стороны проправительственных СМИ, прежде всего телевидения. Власти жаждут добиться одобрения конституции, ведь лидерство Франции в европейском строительстве -- их главный политический козырь.
Президент Жак Ширак прекрасно понимает, что от итогов референдума зависит не только его третье выдвижение на высший в стране пост (а для этого в Елисейском дворце уже все готово), но и то, каким он войдет в историю Франции. Чтобы казаться молодым и бодрым, президент даже поменял по совету своей дочери Клод традиционные костюмы темных тонов на светло-серые. Однако пока желанного успеха ему это не принесло. По данным социологического Института CSA, популярность Ширака упала в последние дни на целых 9% и сейчас составляет только 39%. Еще хуже обстоят дела у премьер-министра Жан-Пьера Раффарена -- 21%. Между тем на пятки президенту и премьеру наступают молодые конкуренты.
Прежде всего это Лоран Фабиус, возглавляющий антиевропейский лагерь социалистов. «Если французы говорят «нет» Европе, это проблема Ширака, а не Франции», -- заявил Фабиус, пребывавший последние годы в политическом небытии. Борьба с евроконституцией позволила ему напомнить о себе и оттеснить на вторые роли формального лидера социалистов Франсуа Олланда, читающего невразумительные проповеди во славу «европейских идеалов». «Европа не может быть построена без Франции, -- утверждает Фабиус. -- Правительство пугает нас бредовой альтернативой -- или Европа, или хаос! Но мы наконец сможем в последний раз выбрать между Европой капиталов и Европой социальных завоеваний».
Власти убеждают избирателей, что, проголосовав против общей конституции на приближающемся референдуме, Франция окажется изолированной внутри Европы. «Но это лишь спекуляция, -- сказал «Времени новостей» Жан-Луи Клержери, профессор Лиможского университета и специалист по европейскому праву. -- Референдумы по евроконституции пока прошли в семи из 25 стран ЕС, и везде она была одобрена. Но это еще ничего не означает. Ведь вслед за Францией проголосовать «против» могут Нидерланды, где выборы пройдут 1 июня, или Великобритания, где избиратели традиционно настроены евроскептически. А ведь есть еще Дания, Чехия, Польша, Швеция, которая отказалась вводить у себя единую европейскую валюту".
"К чему эта антиевропейская фронда может привести? -- продолжает г-н Клержери. -- К пересмотру евроконституции? К отсрочке ее принятия года, скажем, на два? Не стоит делать из происходящего трагедию. Французы не в первый раз саботируют европейскую стройку. В 1954 году они сказали «нет» договору о создании Европейского оборонительного сообщества. Это не помешало другим странам проголосовать «за», и через девять месяцев, после того, как договор был доработан, Франция присоединилась к остальным». По мнению профессора, негативный итог референдума может вызвать в Европе кризис, но долго он не продлится. "Может случиться и так, что французское бретерство подхлестнет строительство единой Европы, придаст ему мощный импульс, которого сейчас так не хватает", -- заключил г-н Клержери. Многие эксперты, однако, полагают, что в случае провала евроконституцию переписывать не будут, а через некоторое время во Франции будет организован повторный референдум.
В околоправительственных кругах Франции считают, что причины отрицательного восприятия евроконституции кроются в том, что их соотечественники не знают ее текста, хотя на рассылку по домам этого скучноватого документа тратятся огромные средства. Но, как показывают опросы, чем внимательнее избиратели читают холодную технократическую евроконституцию, тем сознательнее они выступают против нее. Большинство состоящих в лагере "Нет!" не поленились прочесть текст конституции, тогда как поборники «Да!» поверили европейским идеалам на слух.
Команде Ширака остается уповать только на то, что процент голосующих не будет большим, а неоголлисты охотнее пойдут к избирательным урнам, чем евроскептики. Президент и его команда не прибегают к изощренным способам воздействия на электорат. Главное для них -- внушить за оставшиеся дни обывателю идею премьера Раффарена: «Политический кризис повлечет за собой кризис экономический».
Однако, как считает социолог Ролан Кэйроль, «правящий класс Франции в который раз путает причину со следствием. Сторонники «Нет!» исходят из того, что глубочайший экономический и финансовый кризис уже давно разразился. С введением евро в странах Европы безработица увеличилась, и стоимость жизни возросла на 25--30%».
Петр СОЛОВЫХ, Париж--Москва