|
|
N°90, 25 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пионерский лагерь «Каланчевка»
Судьи одолели половину приговора Михаилу Ходорковскому
Сегодня пошел восьмой день, как в Мещанском райсуде столицы идет оглашение приговора по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Вчера судьи до вечера говорили лишь об одном эпизоде из 11 инкриминируемых подсудимым, хотя накануне успели рассмотреть четыре. Вчера же появились новые данные, позволяющие судить о дате вынесения вердикта -- по подсчетам адвокатов, к сегодняшнему дню суд зачитал половину приговора.
Вчера председательствующая судья Ирина Колесникова и ее две коллеги целый день излагали свою позицию по эпизоду со злостным неисполнением решения арбитража о признании недействительной сделки купли-продажи 20% акций ОАО «Апатит», принадлежавших государству. Суд установил, что Ходорковский и Лебедев «в составе организованной группы» сначала создали подставную компанию АОЗТ «Волна», которая выиграла инвестиционный конкурс и стала обладательницей акций «Апатита», а потом, стремясь удержать у себя эти ценные бумаги, «вводили в заблуждение арбитражный суд», предоставляя «подложные документы», и в конце концов не выполнили решение суда и не вернули акции их прежнему владельцу. Как и раньше, суд в доказательство вины Ходорковского и Лебедева дословно зачитал учредительные документы банка «Менатеп» и многочисленных «подставных» компаний, а также протоколы заседаний собраний акционеров и советов директоров. Публика в зале скучала, Ходорковский медитативно чертил в блокнотике какие-то значки, а Лебедев оттачивал мастерство в отгадывании японских кроссвордов.
Меж тем Каланчевская улица окончательно превратилась в режимный объект, куда нет доступа посторонним. Движение автотранспорта было перекрыто полностью, пропускали только милицейские машины и «скорые». «А такой транспорт мы можем пропустить?» -- спросил у своего начальника молодой инспектор ГИБДД, остановивший велосипедиста. «Нет, такой тоже нельзя. Пускай объезжает», -- приказал старший, и велосипедисту пришлось развернуться.
Количество военнослужащих внутренних войск, откомандированных охранять «мещанское правосудие», составляет около 500 человек. Правда, вчера обошлось без происшествий -- не было ни обмороков, ни стычек. Небольшие отряды военных постоянно маршировали туда-сюда, выполняли какие-то построения, остальные, как всегда, цепочками выстроились вдоль металлических барьеров по обеим сторонам улицы. Проезжую часть патрулировали мотоциклисты. У находящейся поблизости бензоколонки, которая временно прекратила работу, разбили лагерь милиционеры-кинологи. Их питомцы, немецкие овчарки, обученные на поиск взрывчатых веществ, изнывая от жары, дремали в тенечке. «Что здесь происходит? Почему все оцеплено?» -- поинтересовалась молодая женщина, которую милиционеры не пропустили за ограждения. «Да Ходорковского здесь судят! -- хором ответили две проходившие мимо старушки. -- Вся страна об этом знает, одна вы не знаете».
В квартале от здания суда, ближе к Комсомольской площади, на митинг в поддержку Ходорковского собралось около 40 человек. Они запускали в воздух разноцветные воздушные шарики, кричали «Свободу МБХ!» и пели песни «Орленок» и «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». Милиционеры ласково называли их «пионерский лагерь «Каланчевка». А непосредственно напротив здания Мещанского суда проводятся так называемые «плановые ремонтно-дорожные работы». Только вчера рабочие опять ни разу не взмахнули лопатами, и несколько «КамАЗов» и катков весь день простояли без дела. Хотя работа для них была -- под проезжавшим мимо троллейбусом (общественному транспорту позволили ездить по своим маршрутам по Каланчевской улице) провалился асфальт, и образовались трещины и ямы.
По окончании вчерашнего заседания адвокат Лебедева Елена Липцер заявила, что, по ее мнению, суд уже зачитал «388 страниц приговора». По ее словам, это «чуть меньше половины приговора». Правда, в начале прошлой недели ее коллега, адвокат Юрий Шмидт говорил, что в приговоре 1200 страниц, а потому говорить о приближающейся развязке пока сложно.
Екатерина БУТОРИНА