Время новостей
     N°90, 25 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2005
Открыли матрешку
Европейские транспортники добрались до России
Сессия Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) открылась вчера в Москве при личном участии сразу двух премьеров России -- действующего и бывшего. Нерядовое внимание, проявленное на самом высоком политическом уровне к этому отраслевому событию, объясняется тем, что из 89 сессий ЕКМТ, состоявшихся до сих пор, эта -- первая на российской земле.

Открывая сессию, председатель правительства России Михаил Фрадков говорил о проявлении свежей тенденции: все больше высокопоставленных иностранцев регулярно приезжает в Москву. «Май 2005 года оказался весьма насыщенным с точки зрения приезда в Москву высоких зарубежных гостей, -- напомнил он. -- Две недели назад главы более 50 иностранных государств участвовали в праздновании 60-летия Великой Победы над нацизмом».

Бывший премьер Евгений Примаков, выступая в своем нынешнем качестве президента Торгово-промышленной палаты России, похвалил ЕКМТ, основанную 52 года назад, за долголетие. «Много создавалось других профессиональных организаций. Далеко не все они дожили до сегодняшнего дня», -- отметил 75-летний ветеран большой политики.

Президент России Владимир Путин, который на сессию лично не пришел, в своем письменном приветствии тоже упомянул почтенный возраст конференции. «За десятилетия активной деятельности ваша представительная организация завоевала высокий авторитет, внесла существенный вклад в развитие международного сотрудничества», -- написал он участникам мероприятия.

Впрочем, генеральный секретарь ЕКМТ Джек Шорт в своей речи невольно подчеркнул, что далеко не весь славный полувековой путь российские транспортники прошли в одном строю с европейскими коллегами. «Мы очень рады, что Россия является активным членом нашей организации уже более десяти лет», -- заявил г-н Шорт. Если быть скрупулезно точным, то в 1993 году Россия приобрела лишь статус ассоциированного члена ЕКМТ, а полностью влилась в организацию еще позже, в 1998 году.

Г-н Шорт справедливо назвал Россию «самым большим членом ЕКМТ», но не удержался от демонстрации слегка лубочных представлений о ней. Генсек вспомнил хрестоматийную фразу Черчилля о сущности нашей страны («загадка, упакованная в тайну»), а от себя сравнил Россию с матрешкой, скрывающей в себе столько всего, что на первый взгляд и не подумаешь.

Председатель сессии, министр транспорта России Игорь Левитин высказал с трибуны форума надежду, что встреча в Москве даст коллегам возможность для плодотворных неформальных контактов. «Но, конечно, мы не должны все время работать, -- расставил акценты в своем вступительном слове г-н Шорт. -- Пока мы в этой стране, используем возможность, чтобы увидеть некоторые из ее сокровищ и встретиться с некоторыми из ее людей». «Уверен, что вы по достоинству оцените красоту Москвы», -- в тон генсеку (наверняка не сговариваясь) написал столичный мэр Юрий Лужков, направивший, как и Путин, на сессию своего делегата с посланием.

Тем не менее вчера после обеда главы транспортных ведомств Европы не покинули Центр международной торговли, где происходит сессия. До конца дня они обсуждали тенденции торгового обмена между Европой и Азией в свете глобализации, а также реформу континентальной системы допуска автотранспорта на рынки зарубежных государств. Для России живой практический интерес представлял второй вопрос. Достижение приемлемого для нее решения чиновники Минтранса называли накануне главной национальной задачей в рамках этой сессии ЕКМТ. Проблема заключается в том, что с распространением норм ЕС на восточноевропейские государства межгосударственная система квот и лицензий, выработанная 30 лет назад, дала резкий крен. Автопредприятия стран -- членов ЕС действуют в условиях единого пространства. Но для шоферов из стран, не являющихся членами ЕС, это пространство вовсе не единое. Они вынуждены получать лицензии в каждом из государств ЕС согласно старой системе квотирования.

Вчера секретариат ЕКМТ предложил сессии ввести с 1 января 2006 года компромиссную систему критериев и расчета квот. Как сообщила вчера пресс-служба Минтранса России, сессия одобрила эту новую систему «с учетом возможной корректировки».

Михаил КУКУШКИН