|
|
N°90, 25 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудности перевода
Российский бизнес ищет способы диалога с государством
Подзавявшая тема взаимоотношений бизнеса и власти неожиданно вновь стала предметом дискуссии. Вице-президент РСПП Игорь Юргенс решил вдохнуть в нее новую жизнь и выступил с докладом «Оптимальная модель взаимодействия бизнеса и государства». Выступление началось с констатации факта, что таковой модели в природе не существует и каждая страна ищет свою как может. Момент для доклада был выбран не случайно. Диалог, констатирует г-н Юргенс, был прерван после дела ЮКОСа, но сейчас, когда стало ясно, что более никто не посмеет пойти путем Михаила Ходорковского, имеет смысл обновить отношения.
Казалось бы, президент не забывает о российских бизнесменах. Встречи в Кремле проходят регулярно, два года подряд президент находит время, чтобы лично принять участие в съездах РСПП. А недавно замглавы президентской администрации Владислав Сурков приезжал на заседание генсовета «Деловой России» в поиске желающих участвовать в работе Общественной палаты. Причем неизменно складывалось впечатление, что бизнес очень дорожит вниманием главы государства. По итогам каждой встречи хвалебным отзывам нет числа. Однако, как признал г-н Юргенс, с середины 2003 года встречи уже не носят характера эффективных и нужны только ради понимания ситуации в Кремле.
Представители бизнеса, приглашенные на презентацию доклада, были настроены не в пример жестче, чем традиционно лояльные члены РСПП. Президент промышленной группы МАИР Виктор Макушин заявил, что бизнес недоволен тем, как к нему относится власть, и конфликт неизбежен. Более того, по его мнению, именно недовольство бизнеса правилами игры стало предтечей «оранжевой революции» на Украине. Г-н Макушин полагает, что существуют две дороги, по которым могла бы пойти Россия. В принципе власть могла бы дать возможность расти всем желающим, но тогда скоро выяснится, что власть менее компетентна, чем бизнес, и никому не нужна. Или, что, по мнению г-на Макушина, и происходит, -- власть будет зачищать всех ярких и активных. Странно, что при понимании этого факта он еще нашел в себе силы на публичное выступление.
Сопредседатель совета по национальной стратегии Иосиф Дискин уже не впервые предложил власти простой путь демонстрации доверия к бизнесу -- государство должно само начать инвестировать в частный бизнес. «Деньги Пенсионного фонда, вложенные в акции российских частных компаний, были бы надежной прививкой против дела ЮКОСа», -- убежден он. Тут, правда, неплохо бы еще и об интересах пенсионеров подумать. Кроме того, диалог между властью и бизнесом, по его мнению, осложнен отсутствием консолидированной позиции внутри бизнес-сообщества.
По мнению г-на Юргенса, главное сейчас -- покончить с «инжинирингом Кремля» в плане искусственного деления на малый, средний и крупный бизнес. Опять-таки казалось, что как раз Кремль и стремится это прекратить. Достаточно вспомнить, что идея постепенного объединения РСПП, «ОПОРЫ» и «Деловой России» исходила от одного из наиболее лояльных Кремлю бизнесменов Владимира Потанина. Но объединение идет гораздо медленнее, чем планировалось изначально. И дело не в кознях администрации президента. Хотя, по мнению г-на Юргенса, двум отрядам бизнесменов просто не дают влиться в третий. Но эта версия вызывает некоторые сомнения. Объединения малого и среднего бизнеса очень амбициозны. К тому же, не принимая участия в сомнительных приватизационных сделках, они чувствуют себя намного увереннее в современной действительности. Так что наладить диалог внутри бизнес-сообщества выглядит даже более сложной задачей, чем научиться говорить с Кремлем.
Вера СИТНИНА