Время новостей
     N°90, 25 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2005
Бомба-2005: сделай сам
Американские эксперты развенчали семь мифов о ядерном терроризме
Российский Совет по внешней и оборонной политике и американский Гарвардский университет представили публике 120-страничный доклад с энергичным названием «Обезопасить бомбу-2005: новые глобальные императивы». Доклад, признанный первой целевой работой по теме ядерного терроризма, подготовлен профессорами Гарварда Мэттью Банном и Энтони Уиром. В начале мая этот весьма объемный документ был представлен в Вашингтоне автором известного проекта «Инициативы по снижению ядерной угрозы» Сэмом Нанном. В России эту миссию взяли на себя с американской стороны г-н Банн, с российской -- руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов и научный руководитель Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук Владимир Дворкин.

Тема доклада не нова, но актуальность его от этого не пострадала: террористические организации с нарастающей настойчивостью ищут пути к ядерным зарядам. Мэттью Банн показал чертеж имплозивной бомбы, найденный в документах «Аль-Каиды». Ингредиенты для небольшой бомбы сегодня вполне могут разместиться в стандартном чемоданчике. Вероятность овладения ядерными материалами существует -- одних только научно-исследовательских реакторов, работающих на обогащенном уране, в мире более сотни. Далеко не всегда надежно оберегаются хранилища делящихся материалов. Для их покупки, по сведениям Мэттью Банна, террористами только в Россию брошены десятки миллионов долларов.

И хотя с охраной чувствительных объектов в России по сравнению с тем, что было десять лет назад, прогресс, недостатков, считают американцы, еще предостаточно. По их представлениям, часовые часто несут службу без должной амуниции и оружия, отключают сигнализацию «чтобы не мешала» (последнее очень напоминает картинку с медведями на улицах Москвы). Изготовить само «изделие», оказывается, тоже не проблема. В США провели эксперимент: два человека, мало-мальски знакомых с законами физики, в течение года соорудили ядерное взрывное устройство, пользуясь лишь инструкциями, скачанными из Интернета. Очень важно, что при таком «производстве» отпадает необходимость в транспортировке заряда.

Однако гораздо большую угрозу национальной безопасности обе стороны, представлявшие доклад, видят в бюрократии, спускающей на тормозах реализацию многих договоренностей. По мнению г-на Банна и его коллеги г-на Арбатова, российские и американские чиновники по этим показателям делят первое и второе места в мире. Тем не менее ученые настойчиво предлагают ввести еще одну бюрократическую структуру: и в США, и в России, на их взгляд, необходим орган, который отвечал бы за участие стран в программе глобального партнерства. Даже на фоне жесткой критики бюрократов это предложение выглядит логичным. Дело в том, что только в России отвечать за это самое партнерство назначено множество структур: 12-е главное управление Минобороны, экологи, Министерство экономического развития и торговли, таможенники, «Роскосмос», добрый десяток подразделений МИДа, «Росатом», люди в аппарате правительства и администрации президента. Персонально же не отвечает никто. А у семи нянек даже ядерное дитя оказывается без глаза. Робкие попытки объединить усилия в жизненно важном деле натолкнулись на бетонную стену. Возможно, дело в желании чиновников самим делить те 20 млрд долл., что обещаны России мировым сообществом?

Единый орган уже сегодня мог бы готовить проекты указов президента, постановлений правительства -- кроме закона «О безопасности» 1992 года других документов в сфере контроля за ядерными вооружениями нет. Но ведь было 11 сентября 2001 года, значительно изменившее представление о терроризме. Президент России в ежегодных посланиях Федеральному Собранию непременно обозначает проблему возможного ядерного терроризма, однако на этом все и заканчивается.

Проблема для России не представляется приоритетной, считает Владимир Дворкин. Это тем более нелогично, что наша страна граничит с нестабильными режимами, где активно распространяются ядерные и ракетные технологии. К критике российского руководства присоединяется и Алексей Арбатов. В последние годы, констатирует он, Россия не выдвинула ни одной значительной инициативы в области ядерного разоружения -- лишь вяло реагировала на предложения Запада.

США, в свою очередь, по-прежнему вот уже десятилетие продолжают «динамить» всеобъемлющий Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ). Хотя именно он позволил бы контролировать каждый килограмм обогащенного урана и плутония. Одни американские специалисты посчитали, что за годы «холодной войны» в их стране изготовили 100 тонн ядерных материалов, другие -- что на 2 тонны больше. В США полагают, что если Россия займется такого рода подсчетами, расхождения окажутся более существенными. Где эти неучтенные килограммы и тонны, неизвестно. Кстати, как установили спецслужбы, террористы сегодня гоняются больше за необогащенным ураном. Хотя бы потому, что он не так строго охраняется, а технологии обогащения становятся все более доступными. И не только технологии, но и руководство по постройке специальных центрифуг для такого обогащения.

Доклад построен по схеме развенчания мифов. Например, идет посыл о том, что террористы не смогут самостоятельно изготовить и взорвать ядерную бомбу, затем этот миф убедительно развенчивается. Всего мифов семь. Слабость документа видна невооруженным взглядом: он говорит, что надо делать, но часто не говорит, как делать. В документе нет предложений о сотрудничестве в ядерной области с третьими странами, отсутствуют предложения, как крепить меры доверия, которое неудержимо снижается. Россия и США по-прежнему исповедуют принцип взаимного ядерного сдерживания. Американцы вышли из Договора 1972 года о противоракетной обороне и строят национальную ПРО. Специалисты считают, что она направлена сегодня против Китая, но в будущем, вполне вероятно, и против России. Российский президент не без удовольствия говорит о разработке нового оружия, которое способно преодолеть любую ПРО (ясно какую -- она есть только у американцев).

Центр по обмену данными между РФ и США, на который возлагали столько надежд, по сути, не работает. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов уже два года остается простым листком бумаги, поскольку нет механизма его реализации. Между тем баланс ядерных сил постепенно меняется -- далеко не в пользу России. И уже поэтому стоит повнимательнее вчитаться в только что презентованный доклад.

Николай ПОРОСКОВ