Время новостей
     N°136, 01 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2001
Персидский нефтяной поход
Каспийский кризис -- в центре саммита СНГ
Сегодня в Сочи открывается неформальный, «без галстуков», саммит СНГ. Его главной темой, несомненно, станет серьезный военно-дипломатический кризис, разгорающийся на Каспии. Давно уже противостояние вокруг богатств региона, который в начале 90-х многие называли «Ближним Востоком XXI века» и «новым энергетическим резервуаром планеты», не достигало такого накала.

Как известно, кризис начался чуть больше недели назад. Иранские военные катера при поддержке истребителей вынудили азербайджанское судно «Геофизик-3» покинуть акваторию, где расположен нефтяной блок «Алов». На борту этого судна находились специалисты компании British Petroleum, осуществлявшие нефтеразведочные работы по контракту с Азербайджаном. До определения нового статуса Каспия Тегеран претендует на эту часть моря, настаивая на так называемом «справедливом» разделе на пять равных частей между всеми прибрежными государствами.

29 июля военный самолет иранских ВВС вновь совершил облет этой территории. Как сообщает Каспийское информационное агентство со ссылкой на министерство обороны Азербайджана, двигаясь на высоте 200 метров со скоростью 500 км/час, самолет «мог совершать фотосъемку» нефтяных площадей, на которые претендует Иран. После облета иранский самолет, по утверждению азербайджанских экспертов, попытался сделать маневр в сторону Баку, однако затем развернулся и покинул воздушное пространство Азербайджана. Следует отметить, что за день до этого посол Ирана в Баку Ахад Гезаи уехал из Азербайджана, а еще днем позже из Баку выехала его семья.

В самом Иране раздаются воинственные заявления в адрес соседнего Азербайджана. Так, к примеру, генсек влиятельного «Совета целесообразности», бывший глава «Корпуса стражей исламской революции» Мохсен Резаи заявил, что «руководство Азербайджана должно так управлять страной, чтобы не давать повода иранскому народу требовать возвращения Азербайджана в состав Ирана». Резаи напомнил, что в начале XIX века Азербайджан был окраинной провинцией Ирана и отошел к России по мирным договорам 1813 и 1828 годов. По утверждению же заместителя председателя парламентской комиссии по безопасности и внешней политике Элахе Кулаи, «Баку действует под диктовку Вашингтона, усердно работая для реализации его плана установления постоянного присутствия США на Каспии».

В Баку, напротив, за кулисами событий видят «руку Москвы». После конфиденциальной встречи президента Азербайджана Гейдара Алиева со спецпредставителем президента США на Каспии Стивеном Манном в конце прошлой недели местные аналитики стали обвинять Иран и Туркменистан (также ведущий территориальные споры с Азербайджаном относительно нефтяных месторождений на Каспии) в том, что они действуют в интересах России. Москва, дескать, пытается навязать Баку свои «услуги» по охране азербайджанских границ -- в том числе и на море. А поскольку суверенный Азербайджан от этого давно отказался, то теперь примерно наказан за это, а если будет по-прежнему стоять на своем, то, как рассуждают бакинские комментаторы, рискует и вовсе остаться беззащитным перед угрозой с юга. Кстати, бакинские наблюдатели обращают внимание и на еще один аспект нынешнего кризиса. Западные страны, собирающиеся вложить в азербайджанские месторождения миллиарды долларов, так и не высказались в поддержку Баку в данном противостоянии, на что Азербайджан серьезно рассчитывал.

Несмотря на все это, Гейдар Алиев по-прежнему собирается нанести в августе откладывавшийся много лет официальный визит в Иран. По мнению азербайджанских наблюдателей, одной из причин нынешнего кризиса как раз и являлось желание клерикального иранского духовенства сорвать визит, в ходе которого Алиев собирается посетить столицу Южного Азербайджана -- Тебриз. В Баку, видимо, полагают, что иранские аятоллы опасаются активизации внутренней фронды в этом 30-миллионном азербайджанском анклаве, поскольку Алиев будет первым в истории лидером Азербайджана, который окажется в регионе.

Так или иначе, но президенту Алиеву не позавидуешь. Вслед за Ираном против Азербайджана открыт «второй фронт» на Каспии, со стороны Туркмении. На события вокруг месторождения «Алов» Ашхабад откликнулся резкой дипломатической нотой в адрес Баку и, напомнив о своих претензиях на нефтяные месторождения «Осман» и «Хазар» (в азербайджанской трактовке -- «Чираг» и «Азери»), заявил и о претензиях на одно из месторождений в блоке «Алов», оспариваемом Ираном, -- «Алтын Асыр» (по-азербайджански -- «Шарг»). Вчера, в интервью РИА «Новости» руководитель Государственного предприятия Туркменистана по Каспию Хошгельды Гараев заявил, что Азербайджан ведет себя как «дикие старатели», захватывающие спорные территории, богатые углеводородами.

Новый всплеск туркмено-азербайджанского противостояния привел к тому, что президент Туркмении Сапармурат Ниязов на днях отказался принять прибывшего в Ашхабад по поручению Гейдара Алиева азербайджанского вице-премьера Аббаса Аббасова. Целью визита было урегулирование проблемы задолженности Баку перед Ашхабадом почти на 60 млн долларов. Источники в туркменском правительстве, на которые ссылается близкий к официозу сайт «Туркменистан.ру», утверждают, что причиной афронта стала «позиция неискренности и двойных стандартов», занятая г-ном Аббасовым, не желающим признавать существенную часть азербайджанского долга. Очевидно, однако, что вице-премьеру было также поручено попытаться умиротворить Туркменбаши и по поводу нефтяного спора на Каспии.

Теперь таких мирных призывов следует ожидать из Сочи, где встречаются президенты СНГ. Туркменбаши там не будет. Он ждет президентов, во всяком случае «каспийских», к себе в гости в октябре. Там и поговорят.

См. также материал «Эффект присутствия»

Ариф УСЕЙНОВ, Баку, Аркадий ДУБНОВ