Время новостей
     N°89, 24 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2005
«Транснефть» не знает, сколько должна
Правительство не определилось с тем, какие дивиденды компания заплатит в бюджет
Правительство до конца так и не определилось с размером дивидендов, которые «Транснефть» должна заплатить государству. На вчерашнем совете директоров, который планировал рассмотреть этот вопрос, решение принято не было, поскольку в компанию не поступила директива от правительства. Так что у главы холдинга Семена Вайнштока, который активно выступает за снижение выплат государству в преддверии осуществления крупных проектов по строительству новых нефтепроводов, еще есть возможность отстоять свою позицию, чего ему не удалось сделать в прошлом году.

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил «Времени новостей»: «Вопрос о дивидендах за 2004 год рассматривался, но решение пока не принято, так как мы ожидаем директивы правительства по этому вопросу. Можно сказать, что пока в этом вопросе сделан перерыв». Он также сообщил, что совету директоров не удалось назначить и дату собрания акционеров.

Еще в прошлом году менеджмент «Транснефти» настаивал на снижении дивидендов, однако тогда госчиновники, входящие в совет директоров компании, не согласились с этим. Предложение менеджмента было увеличено в полтора раза. В апреле этого года в «Транснефти» снова заговорили о снижении выплат акционерам.

Обыкновенные голосующие акции «Транснефти» (75% уставного капитала) принадлежат государству, привилегированные акции (25%) распределены среди частных акционеров. В совет директоров компании входят чиновники из различных профильных ведомств.

Владельцев привилегированных акций «Транснефти» менеджмент компании еще в конце прошлого года предупреждал, что на значительные дивиденды им рассчитывать не стоит. На заседании 14 мая правление компании приняло решение вынести на рассмотрение совета директоров предложение по распределению прибыли. На выплату дивидендов правление предлагает направить 750,5 млн руб., в том числе на обыкновенные акции -- 250 млн руб., на привилегированные акции -- 500 млн руб. (10% от прибыли, как и записано в уставе компании). Всего на выплату акционерам менеджмент планирует направить 15% от прибыли, которая по сравнению с 2003 годом снизилась с 15 до 5 млрд руб. по российским стандартам бухгалтерского учета. Эксперты отмечают, что из года в год компания все больше средств оставляет в своих «дочках». При этом за 2003 год компания выплатила из чистой прибыли почти 4 млрд руб., в том числе на обыкновенные акции -- 2,377 млрд руб. Таким образом, в этом году холдинг хочет сократить доход государства почти в десять раз. Компании потребуется около 6 млрд долл. для строительства первой очереди трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану, и она планирует сократить размер заимствований, которые будет вынуждена делать.

Однако эта идея на нашла поддержки у Федерального агентства по управлению федеральным имуществом («Росимущество»), где считают, что все госкомпании должны платить 10% от прибыли, но не менее, чем годом ранее. «Мы не видим никаких оснований делать исключение для «Транснефти» и отходить от этого критерия», -- заявлял вчера Интерфаксу чиновник этого ведомства.

При этом позиция «Росимущества» не совпадает с позицией Министерства экономики и развития (МЭРТ), в подчинении которого оно формально находится. Ведомство Германа Грефа еще 18 мая направило в правительство проект директивы госпредставителям в совете директоров «Транснефти», согласно которому общая сумма дивидендных выплат монополии по итогам 2004 года составит 750 млн руб. То есть МЭРТ с предложениями «Транснефти» согласился, однако «Росимущество» продолжает отстаивать свою позицию. Как сообщил «Времени новостей» один из участников вчерашнего совета директоров, директива по дивидендам «Транснефти» должна быть подписана премьером Михаилом Фрадковым, однако этого пока не случилось.

«Транснефть» откроет представительство в Киеве. В сообщении компании, распространенном по результатам заседания совета директоров, указывается: «Это позволит упорядочить контроль за количеством и качеством нефти российских производителей от пунктов ее приема до пунктов назначения. Будут расширены возможности компании по оказанию услуг грузоотправителям (производителям) сырья в части его транспортировки в режиме оператора до конечных пунктов сдачи, а также по предоставлению услуг по перевалке нефти».

Денис РЕБРОВ