|
|
N°89, 24 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гендель с нами
В немецком Геттингене прошел фестиваль барочной музыки
Университетский городок в Нижней Саксонии с его скромным населением 130 тыс. человек уже более восьмидесяти лет является идеальной декорацией для одного из знаменитых форумов барочной музыки в Европе -- Геттингенского Генделевского фестиваля. Формально будучи событием для узкого круга почитателей композитора, которого у нас (но не в Германии) считают вторым после Баха, этот фестиваль на самом деле привлекает огромное количество самой разношерстной публики. Одни приезжают сюда, чтобы просто хорошо провести время, чередуя походы на концерты с посиделками в уютных кафе, другие -- чтобы услышать в одном месте в одно время лучших представителей клана музыкантов-аутентистов, третьи -- с целью просто погрузиться в мир барочной музыки, ибо кроме Генделя в афишах в изобилии представлены его современники, предшественники и эпигоны.
Великолепно организованный Геттингенский фестиваль всегда оправдывает любые ожидания, предлагая программы как для знатоков, так и для невзыскательных любителей, радующихся при первых звуках знаменитой «Аллилуйи» (для последних была организована специальная хоровая акция, в которой мог принять любой желающий, знакомый с нотной грамотой). Объединявшая основные события фестиваля тема «Гендель и королевская династия Великобритании» предлагала несколько опусов, которые Гендель, служивший придворным композитором при британском дворе, сочинил для торжественных случаев: оперу «Аталанта» (подарок композитора к свадьбе принца Уэльского в 1735 году), серенаду «Празднества на Парнасе» (по случаю еще одной свадьбы -- на сей раз дочери короля Георга II), а также оды на коронацию короля и заключение мира после нескольких войн, которые Англия вела в 1710--1720 годы.
Особый интерес вызвала, конечно, опера -- не только потому, что была разыграна на сцене красивейшего Немецкого театра, но и оттого, что режиссер и хореограф Кэтрин Тьюроси, презрев все завоевания режиссерского театра ХХ века, создала абсолютно аутентичный спектакль -- с пышными кринолинами, задниками и кулисами, расписанными в традициях эпохи рококо, и соответствующими стилю скупыми мизансценами, где основную роль играет жестикуляция. Надо сказать, что такой спектакль совсем не статичен -- пьянящая энергетика маэстро Николаса Макгегана, руководящего Барочным филармоническим оркестром Сан-Франциско, с лихвой окупает сценическую «картинность». Шарму, конечно же, добавляют выразительные вокальные работы -- прежде всего любимицы фестиваля сопрано Доминик Лабелль в роли воинственной девы Аталанты, которая при первом своем появлении умудряется спеть сложнейшую колоратурную арию и героически убить кабана (эта единственная событийная сцена оперы немало повеселила публику -- кабаном был наряжен маленький мальчик-статист). Поскольку опера была посвящена принцу Уэльскому и его молодой супруге, в финале в специальной ложе возникли сами молодожены -- чтобы появившемуся в эпилоге богу Меркурию было кому адресовать свою пышную вокальную оду.
Упомянутая Доминик Лабелль -- одна из немногих уже признанных звезд барочного вокала на фестивале, рядом с ней пробуют себя совсем молодые певцы, которые спустя несколько лет могут вернуться сюда уже в совершенно другом статусе. Не то чтобы в Геттингене жалели деньги на звезд -- продвижение молодежи здесь возведено в художественный принцип, который оправдывает себя целиком и полностью. В этом году фаворитами публики стали тенор Майкл Слэттери, баритон Уильям Бергер и сопрано Лидия Тойшер -- обладатели чистых, сильных и гибких голосов, идеальных для музыки Генделя. Слушая их, понимаешь, что за Генделя, сколько бы столетий ни разделяло его с сегодняшней аудиторией, можно не волноваться -- он всегда будет с нами.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ, Геттинген--Москва