|
|
N°89, 24 мая 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хроника объявленного отступления
Российские военные продвигаются к выходу из Грузии
В Тбилиси продолжаются начавшиеся вчера российско-грузинские переговоры по срокам вывода военных баз в Батуми и Ахалкалаки. Хотя Россия в принципе согласна убрать своих военных из Грузии, желание Тбилиси сделать это побыстрее столкнулось с не менее твердым намерением Москвы уйти без спешки. Если нынешние переговоры провалятся, то и без того неважные отношения сторон могут войти в штопор -- вступит в силу постановление парламента Грузии о фактической блокаде российских военных, номинально действующее с 15 мая. Россия готова ответить на это жесткими санкциями в адрес Тбилиси.
Вчера консультации прекратились спустя два с половиной часа после начала заседания. Глава грузинской делегации заместитель министра иностранных дел Мераб Антадзе сказал, что «стороны серьезно сблизили позиции по сравнению с тем, что было на переговорах месяц назад», но надо согласовать некоторые «принципиальные вопросы». «Мы продвинулись достаточно далеко, -- подтвердил руководитель российской делегации посол по особым поручениям Игорь Савольский. -- Мы предлагаем окончательно завершить вывод баз в течение 2008 года». По его словам, стороны "договорились продолжить работу".
"Наша позиция не изменилась. Базы должны покинуть территорию Грузии до 1 января 2008 года", -- заявил вчера председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе. Однако накануне переговоров грузинские политики, которые ранее настаивали на необходимости попрощаться с российскими военными к 1 января 2008 года, соглашались потерпеть еще несколько месяцев. Но только при условии, что Москва представит им детальный план ликвидации баз.
Российский президент Владимир Путин вчера тоже вспоминал о базах и проблеме ухода из Грузии. По его словам, "ничего такого, что требовало бы моментального или ускоренного вывода наших вооруженных сил, нет". "Нажимной способ ведения переговоров" с грузинской стороны президенту "представляется необоснованным". Напомнив о необходимости создания условий возвращения на родину российских войск, Владимир Путин сказал: «Мы рассчитывали на дружеский и партнерский характер решения этих проблем, но партнерского отношения к решению этих вопросов мы, откровенно говоря, не чувствуем». Вместе с тем он подтвердил, что «с точки зрения обеспечения интересов в сфере безопасности российские базы в Грузии интереса не представляют; это не мое мнение, это мнение генерального штаба».
Вывод российских войск волнует не только Москву и Тбилиси. Вчера МИД Азербайджана вручил ноту временному поверенному в делах России в Баку Петру Бурдыкину. «В Азербайджане озабочены заявлениями политических и военных руководителей России, в частности начальника генштаба Юрия Балуевского, относительно планов перевода части имущества и военной техники с российских военных баз в Грузии в Армению», -- говорится в сообщении МИДа. "Такое развитие событий никак не будет отвечать интересам мира и безопасности в регионе", -- считает азербайджанский МИД, напоминая о трудных переговорах по урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Владимир Путин помнит, что при решении об уходе из Грузии придется озаботиться и делами российской военной базы в Армении. "Нам нужен транзит (в Армению. -- Ред.). Это требует работы, времени и решений, закрепленных в соответствующих договоренностях", -- сказал вчера президент. По данным газеты «Батумелеби» («Батумцы»), в течение последнего месяца из Аджарии вышло два эшелона с боеприпасами 12-й российской военной базы. Всего же из Батуми и Ахалкалаки необходимо переправить в Россию и частично в Армению, на базу Группы российских войск в Закавказье, 277 единиц техники, включая 72 танка и 140 артсистем.
Непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия предлагают Москве передислоцировать военных к ним. Россия это делать не собирается -- по крайней мере до тех пор, пока Тбилиси будет учитывать российскую просьбу не создавать на территории Грузии военные базы третьих стран. Возможное появление в соседней стране иностранных армий тревожит Владимира Путина. «Это угрожало бы нашей безопасности, и это понимание у грузинских партнеров есть», -- заявил он вчера. Чтобы успокоить Россию, грузинские власти готовы принять «внутренний законодательный акт», декларирующий отказ Грузии от размещения в стране иностранных военных, -- так сказал 14 мая в интервью нашей газете секретарь совета национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили.
Вчерашним переговорам предшествовало задержание в выходные в Батуми четырех российских военнослужащих -- двух контрактников и двух солдат срочной службы. Москва расценила случившееся как провокацию. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» заместитель командующего Группой российских войск в Закавказье Владимир Купарадзе сказал, что ситуация сложилась «трагикомическая». Военнослужащие находились в увольнении и, прогуливаясь по городу, искали туалет. Кто-то указал им на офис правящего в Грузии «Национального движения». Солдаты постучались и почему-то попали под арест как пьяные дебоширы. Через несколько часов военных отдали командованию. «Мы провели экспертизу -- военнослужащие были абсолютно трезвыми», -- заявил Владимир Купарадзе.
Эти солдаты-срочники отдыхали в Батуми не по своей воле. Получив отпуск, они не решились выехать из Аджарии -- слишком велик был риск не вернуться к месту службы, ведь Грузия давно не выдает визы российским военным. «Недокомплект личного состава очень большой, -- говорит нам Владимир Купарадзе. -- В Тбилиси не учитывают даже того, что во время операции по выводу баз, чтобы осуществить ее, нам нужны по штатному расписанию все солдаты и офицеры».
Грузинские политики считают, что начало вывода российских военных обязательно улучшит отношения Москвы и Тбилиси. Однако в беседе с корреспондентом «Времени новостей» грузинский политолог Давид Дарчиашвили предположил, что это не произойдет моментально. «Нам еще предстоит понервничать, так как в обмен на вывод баз Россия может настаивать на создании антитеррористического центра, на особых позициях в энергетической сфере, на своей эксклюзивной роли в урегулировании в Абхазии и Южной Осетии».
Тбилиси настаивает на международной инспекции выполнения Россией обязательств по ликвидации Гудаутской базы в Абхазии. Москва заверяет, что сделала это еще четыре года назад. В интервью «Времени новостей» начальник генштаба непризнанной Абхазской республики Анатолий Зайцев сообщил, что сейчас только некоторые объекты в Гудауте используются российскими миротворцами. «Перекрыта даже взлетно-посадочная полоса, -- заявил генерал-лейтенант. -- Что касается абхазской армии, мы к этой базе и близко не подходим. Но в случае вывода миротворцев база станет собственностью той республики, на территории которой расположена, то есть Абхазии».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Иван СОЛОВЬЕВ